Швецова Мария Леонидовна
Картотека игр по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема гендерного воспитания начала приобретать большую актуальность, так как в настоящее время часто встречается, что многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Публикация «Картотека игр по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Работая с дошкольниками, обращаю особое внимание на то, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, также желаю, чтобы мальчики и в будущем мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Настоящим выходом из сложившейся ситуации увидела в целенаправленном гендерном воспитании, как в детском саду, так и дома. Думаю о том, что всегда необходимо помнить, что целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика именно уже в дошкольном возрасте, влияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Проанализировав методическую литературу по теме гендерного воспитания, я пришла к выводу, что игра является лучшим методом обучения детей правилам поведения мальчиков и девочек. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила - гендерное воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Я разработала картотеку дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста, в которой я сейчас работаю воспитателем. Цель этих игр - формировать представления детей о внешних отличиях девочек от мальчиков, учить идентифицировать свою половую принадлежность по внешним признакам и характерным особенностям. Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь.
Подвижные игры
«Мотыльки»
Цель: Повысить двигательную активность, выполнять действие в соответствии с текстом. Ход игры:
На зелёном на лугу
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают (мягкие коврики разложены по группе, дети порхают с кочки на кочку)
Таня вышла на лужок
У нее в руках сачок
Берегись ка мотылек
Улетай скорей, дружок (взрослый держит в руках сачок, пытается поймать мотылька. Дети убегают).
«Птичка»
Цель:Способствовать развитию умения быстро бегать.
Ход игры:Воспитатель поет:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
посиди, не улетай.
Улетела- ай!
Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями. Воспитатель зовет их к себе, предлагает птичек покормить зернышками.
«Воробушки»
Цель: Формировать умение детей соотносить свои движения со словами взрослого.
Ход игры:
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонечко летят
Полетели, полетели
И на веточку уселись
Перышки почистили,
Хвостиком встряхнули
Опять полетели
На дорожку сели
Прыгают, чирикают, зернышки клюют (движения согласно тексту).
«Мышки-трусишки»
Цель: Побуждать детей действовать в соответствии со словами.
Ход игры: Дети мышки-трусишки, они идут по группе со словами:
Вышли мышки как то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре,
Мышки дернул за гири. (мышки имитируют движение руками)
Вдруг раздался страшный звон (ударяем в бубен)
Убежали мышки вон (дети убегают)
«Автомобили»
Цель: Формировать умение двигаться сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, закреплять представление о форме, цвете предмета, вызвать чувство радости от общения со сверстниками и взрослыми.
Ход игры: Дети изображают автомобили, встают за обозначенной чертой-гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге (ехать в одном направлении не наталкиваясь друг на друга). По сигналу автомобили «Автомобили в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.
«Поезд»
Цель: Формировать умение детей двигаться друг за другом.
Ход игры:
Чу-чу-чу
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде в этом
Ребята сидят
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Пыхтит паровоз
Далеко-далеко
Ребят он повез.
Дидактические игры
«Крупный строительный материал»
Цель: Формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.
«Бусы для куклы»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, запоминание формы и цвета.
Ход игры: Предложить сделать бусы для куклы.
«Гараж для машины»
Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.
Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.
«Поручение»
Цель: Формировать умение различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.
Ход игры:Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.
Дать следующие задания:
• Большую собачку напоить чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка показывает свое недовольство, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибке ведут себя другие игрушки)
• Поставь матрешку рядом с красным мячиком;
• Попляши вместе с куклой;
• Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
• Большую собачку посади рядом с маленькой и т. п.
В конце игры попросите ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.
«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»
Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда, закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).
Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.
«Сборно-разборные игрушки»
Цель: продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая. Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.
Материал:матрешка (высотой 10-12см., матрешка (высотой 6-8см. ,
неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).
«Найди пару варежке»
Цель: учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.
Материал:кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).
Сюжетно-ролевые игры
«Машина едет по улице»
Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет по городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжая их, к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу»).
Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.
Игра-ситуация «Мойка машин»
Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит: «Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»
«Машина хочет быть чистой»
Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.
Теперь я стала чистою,
И солнышко лучистое
Отсвечивает искрами,
Светлее лес и луг.
Сквозь стекла запыленные
Была лужайка темною,
Теперь и лес, и улица
Зазеленели вдруг.
Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я – в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»
«Медвежонок чинит автомобиль»
Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машины.
Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р-р-р… Ой, что-то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р… Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)
Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет, машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р… Р-р-р… У-у-у… Фыр-р-р… Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.
Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)
Ты гуди сильней, мотор,
Я – умелый шофер.
Надо – влево руль кручу,
Надо – гайку подкручу,
Дам сигналу погудеть —
Должен все шофер уметь.
Игра-ситуация «Ремонт машин» («Диалог шоферов»)
Воспитатель и ребенок играют в шоферов.
Первый шофер (воспитатель). Добрый день, друг. У меня беда – машина сломалась. Поможешь?
Второй шофер. Добрый день. Помогу.
Первый шофер. Какие у тебя есть инструменты?
Второй шофер. Молоток, гвозди.
Первый шофер. Это пригодится. Давай послушаем мотор. (Слушают.) Слышишь, как стучит?
Второй шофер. Слышу.
Первый шофер. Тогда постучи вот здесь. (Второй шофер стучит.) А теперь послушай. Сильно стучит или нет?
Второй шофер. Нет.
Первый шофер. Теперь давай колеса менять?
Второй шофер. Давай.
Первый шофер. Снимай старое колесо и ставь новое. (Воображаемые действия.) Поставил? Молодец, спасибо, ты очень мне помог. Счастливого пути!
«Игры с Жучкой»
Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку. (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку – и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.)
Далее дети играют с собачкой самостоятельно.
«Строим забор»
Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверюшек.
Дом построен, и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук-тук, перестук,
Доски обтесали.
Тук-тук, перестук,
Крепко прибивали.
Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».
«К нам приехал доктор»
Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, куклу, ежика – и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».
«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.
Воспитатель. Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я – медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.
Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.
Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».
«Знакомство с куклами»
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры.
Список литературы
1. Аннаева М. М., Александрова И. В., Бойко Н. А. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ. // Дошкольная педагогика – 2013. - № 7.- С. 28-31.
2. Бородина О. Н. «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста». Оренбург. : «Феникс», 2013г. – 156с.
3. Климина Л. В. Гендерный подход к образованию дошкольников. // Дошкольная педагогика- 2012. - № 3.- С. 7- 11.