Крыворучко Лариса
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам»
Цели и задачи игры: упражнять в умении определять форму, цвет и структуру поверхности предметов; развивать зрительные и осязательные рецепторы; развивать логическое и творческое мышление, внимание, зрительную память.
Ход игры:
Задача игроков состоит в том, чтобы разложить предметы по тарелочкам соответствующих цветов.
Задания могут быть разными, всё зависит от поставленной цели и желания педагога.
Например:
Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
1. Разложить предметы только круглой или только треугольной формы.
2. Разложить только жёлтые и синие (красные, зелёные и т. д.) предметы.
Игру можно проводить как индивидуально, так и коллективно. В этом случае можно включить соревновательный момент - кто быстрее или кто без ошибок выполнит задание.
Для более развитых детей игру можно усложнить следующим образом - дать им противоположное задание. К примеру, положить на жёлтую тарелочку предметы другого цвета. Или положить на круглую тарелочку предметы другой формы.
Дидактическая игра «Собери букет»
Цель игры: развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста. Учить детей группировать предметы по цвету.
Задачи: учить находить и правильно называть основные цвета, развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, цветы таких же цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
Дидактическая игра «С какого дерева листок».
Задачи: учить находить и правильно называть основные цвета, развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход игры.
Воспитатель раскладывает перед ребенком листочки разных цветов. Затем рассказывает, что подул сильный ветер и все листочки разлетелись и их нужно собрать на то дерево с которого они слетели. Затем воспитатель спрашивает у ребенка, какого листочки цвета и предлагает собрать сначала все желтые листочки, затем красные и зелёные.
Как вариант, эту игру можно провести не за столом, а на паласе, пригласив 3 ребенка разложить все листочки, поставить 3 корзинки, спросить какого цвета листочки. Каждому ребенку сказать какой именно цвет он будет собирать в корзинку, ребенок, который соберет первый все листочки станет победителем. Дети с удовольствием играют в эту игру.
Дидактическая игра «Собери яблоки по цвету».
Цель: развитие сенсорно - математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Задачи: закреплять понятие один - много.
Продолжать учить основные цвета - красный, желтый, зеленый.
Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать желание помогать ежику.
Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Ход игры:
Читаем детям стихи и предлагаем выполнить задания.
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат!
А. Гришин
Предложите детям помочь ежику собрать на зиму запасы:
Одно яблоко красное, одно желтое или зеленое;
Что ты ежик делаешь
прямо на виду?
Собираю яблоки
у тебя в саду.
Т. Скворцов
Можно самому прицепить яблоки на ежика и задать вопросы:
Какого цвета яблоки на спине у ежика; сколько яблок? (один, много); покажи большое или маленькое яблоко.
Дидактическая игра : «Спрячь мышку»
Цель: закрепить знания детей о цвете.
Словарь: Название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий. Демонстрационный материал: домики, посредине белый квадрат,на которых нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов – дверцы, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку». Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты. Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
Дидактическая игра «Разложи грибочки в корзинки»
Цель: Развитие сенсорных способностей детей
Задачи: Учить детей распределять грибочки в корзинки, опираясь на цвет
Закреплять знания основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый)
Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь
Воспитывать усидчивость.
Материал: Грибочки 4 основных цветов, корзинки 4 основных цветов
Ход игры:
Сюрпризный момент: к детям приходит белочка рассказывает, что у нее произошла беда (маленькие бельчата играли, резвились и рассорили все грибочки из корзин).
Дети решают помочь белочке разобрать грибочки по корзиночкам, опираясь на цвет.
Игра проводится 2-3раза, затем детям предлагается поменяться корзинками и собрать определенные грибочки.
Итог: Белочка благодарит ребят за помощь и прощается.
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: научить детей основным цветам-красный, желтый, зеленый, синий: а также научить группировать предметы по цвету.
Оборудование: вырезанные из (красного, зеленого, жёлтого и синего) картона чашки и блюдца.
Ход игры: воспитатель показывает детям блюдца четырёх основных цветов
(красного, зеленого, жёлтого и синего).
Уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка, такого же цвета (у красного блюдца-красная чашка, у жёлтого блюдца-желтая и т. д.).
Затем предлагает детям поставить на каждое блюдце чашку такого же цвета.
Сначала воспитатель показывает, как это нужно делать. Затем задание выполняют дети сами.
Дидактическая игра «Занимательное ведёрко».
Цель: упражнять детей в раскладывании счетных палочек или колпачков соответствующего цвета в отверстия, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, развитие речи.
Дидактическая игра «Подбери ленточку к шарику».
Цель: развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: Вырезанные из картона плоские шарики 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход: Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать,
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточку возьмём,
И шар по цвету им найдём.
Дидактическая игра «Подбери пару (варежки).
Цель: Учить детей различать и называть основные цвета, развивать внимание, мышление, воспитывать любознательность.
Материал: Вырезанные из цветного картона (синего, красного, зелёного, жёлтого цветов) несколько пар варежек, кукла.
Ход: Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша собралась на прогулку, но она не может найти две одинаковые варежки, т. к. варежки перепутались и просит помочь ей. Затем воспитатель показывает ребенку одну из варежек (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
Дидактическая игра «Подбери колеса к машинам»
Цель:
1. Учить детей соотносить цвета путем подбора, знакомить с основными цветами.
2. Развивать умение сравнивать предметы по величине.
3. Развивать представление о круглой форме, знакомство с движением предметов круглой формы на плоскости.
4. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук.
5. Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.
Оборудование:
- несколько колес разных размеров;
- силуэты машин и колес разной величины;
- игрушка-мишка.
Ход игры:
Воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку, который плачет и предлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезут игрушку (на машине). На ковре разложены колеса разной величины. Воспитатель предлагает прокатить колеса и понаблюдать, какое колесо быстрее докатится до конца ковра.
Воспитатель :
А теперь возьмите колеса и прокатите.
Колеса взяли мы в ладошку
Покатили по дорожке.
Быстрее докатится самое большое колесо.
Воспитатель : Давайте поможем Мишке отремонтировать машины. У нас в мастерской много разных колес, нам надо найти подходящие. На столе разложены машины без колес.
Дидактическая игра «Наряди матрёшку».
Цель: развитие восприятия ребёнка, формирование его представлений о внешних признаках предметов: цвете, величине.
Задачи: учить детей запоминать геометрические фигуры, фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, группировать предметы по цвету, соотносить предметы по форме методом наложения; совершенствовать тактильные ощущения; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: 10 матрёшек с геометрическими рисунками-схемами, геометрические фигуры, «дорожки».
Ход игры:
Вариант № 1 – «Наряди матрешку!»
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – «Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр. Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры».
Цель: учим запоминать геометрические фигуры.
Условия игры: сосчитай, сколько здесь нарисовано кругов, прямоугольников, квадратов, овалов, треугольников.
Дидактическая игра «Цвет, форма, размер».
Цель: учим в игровой форме- цвета, размеры, формы.
Ход игры: перемешать 5-7 разных фигур. Попросить найти: самую маленькую, самую большую, все треугольники (круги, квадраты). Фигуры зеленого цвета без углов. Фигуры красного цвета с 3 углами(4-мя,5-ю). Попросить ребенка разложить все квадраты (звездочки, трапеции и т. д.) по порядку: от самого маленького до самого большого.
Дидактическая игра «Подбери цвет».
Цель: научить подбирать цвета с помощью операции сравнения, различных по цвету предметов. Формировать практические действия по цветовому признаку.
Ход игры: найди для воздушного шарика свою ниточку.
Дидактическая игра «Составь фигуры из деталей».
Цель: развивает творческое мышление, учит создавать целостные образы из частей.
Ход игры: выложи из цветных, вырезанных частей, фигурку по предложенным образцам. Выложи из вырезанных частей фигурки, которые придумаешь сам. Можно использовать не все детали.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Задачи игры:
1. Совершенствовать навык, находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка.
2. Развивать мелкую моторику пальцев.
3. Развивать внимание, развивать речь детей.
Форма организации: подгрупповая и индивидуальная.
Ход:
Детям предлагается собрать красивые цветы. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветочек. Сначала воспитатель на своём примере показывает, как нужно собрать цветок, а потом предлагает тоже самое сделать детям. По ходу игры воспитатель задаёт наводящие вопросы. Какую нужно вставить серединку в цветок? Какого цвета? Почему? и т. д. Чтобы заинтересовать детей игрой можно придумать любую игровую ситуацию: например- к нам в гости пришла кукла, давайте соберём все цветы и подарим ей наш букет или соберём букет для мамы и т. д. Выполняя несложные игровые задания ребёнок будет запоминать основные цвета и радоваться тому, что у него получилось.
Дидактическая игра «Подбери к варежкам их половинки».
Цель: воспитывать умение находить предметы по его характерным признакам; развивать наблюдательность, внимание, находчивость, учить детей описывать предмет.
Дидактическая игра «Найди нужный цвет».
Цель: закреплять представления детей о цвете; развивать мелкую моторику пальцев.
Игровой материал и наглядные пособия: ламинированные картинки (нарисованные, разноцветные пластмассовые крышки.
Ход: вместе с ребенком выбрать и взять понравившуюся картинку. Показать ребенку корзинку с разноцветными крышками. Рассказать, что на кружочек в картинке нужно наложить такого же цвета крышку: «Давай поможем крышечкам найти свое место». Правильно выложить на картинку цветные крышки
Дидактическая игра «Три квадрата».
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф, у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Ход: Воспитатель : Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.
Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу -вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.
Дидактическая игра «С какого дерева листок».
Цель: Закрепить знания детей об основных цветах. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Ход: Воспитатель перемешивает листочки, находящиеся в сундучке, и раздет играющим. Кто быстро и правильно определит с какого дерева листок, повесит его на дерево, объяснив свой выбор, тот побеждает. Победитель считает, сколько получилось у него листочков на дереве.
Дидактическая игра «Отремонтируй автобус».
Цель: Учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру.
Уточнить форму колёс, окон. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместным играм, отзывчивость.
Ход: Колёса и окна должны соответствовать размеру и цвету автобуса.
Дидактическая игра «Почини машину».
Цель: Учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру.
Уточнить форму колёс. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместным играм, отзывчивость.
Ход: Колёса должны соответствовать размеру и цвету машин.
Дидактическая игра «Цветные палочки».
Цель: Закреплять умение называть и различать цвет.
Ход: Детям предлагается собрать палочки по цвету соответствующий стаканчик.
Дидактическая игра «Ежики потеряли яблоки».
Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов: цвета, величины.
Ход: На столе выкладываются: ёжики (красный, зелёный, синий, желтый). Ребёнку нужно выложить на каждого ёжика яблочко по цвету.
Дидактическая игра «Разноцветное лото».
Цель: Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный.
Ход: Детям предлагается назвать цвета на карточке, а затем подобрать фишку с этим же цветом и разместить ее на круге нужного цвета.
Дидактическая игра «Подбери правильно фигуры».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур. Подбирать и использовать в собственной речи слова – название фигур, круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.
Развивать сенсорные способности детей.
Ход: На столе перед ребенком расположены разные геометрические фигуры, разных цветов. Воспитатель просит детей сначала найти красный круг, и приложить на карточку, потом зеленый треугольник, далее желтый квадрат и синий прямоугольник.
Дидактическая игра «Собери светофор».
Цель: Научить различать и называть основные цвета: учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Ход: Ребенку предлагается макет светофора, он должен правильно собрать светофор.
Дидактическая игра «Цвет форма».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путем зрительного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами из 4 данных фигур (подобрать квадрат такого же цвета, какой и на картинке).
Ход: На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры цветные и пластинка, на которой изображены геометрические фигуры. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
Дидактическая игра «Домик для яичка».
Цель: Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный.
Ход: Детям предлагается контейнер с разноцветными ячейками, ребёнок должен положить яйцо в соответствующий домик.
Дидактическая игра «Стирка».
Цель: Учить детей определять цвет и название одежды, путем зрительного и двигательного обследования.
Ход: На столе, перед ребенком стоят машинки для стирки разных цветов. Воспитатель просит ребенка разложить одежду по цвету.
Дидактическая игра «Подбери по цвету».
Цель: учить детей различать цвета, развивать зрительную память.
Материал: три коробочки с основными цветами и фишки таких же цветов.
Ход: воспитатель перемешивает фишки и предлагает участником разложить их по своим коробочкам.
Дидактическая игра «Подбери серединку цветочку».
Цель: совершенствовать навык, находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину кружка. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать внимание, память.
Ход: детям предлагают собрать красивые цветы. Нужно отыскать кружочки нужного цвета и вставить в цветок. По ходу игры воспитатель задает наводящие вопросы. Какого цвета? Почему? И т. д.
Дидактическая игра «Подбери цветок к вазе».
Цель: учить группировать предметы по цвету; формировать навык совместного выполнения задания; развивать сенсорные способности детей, зрительное восприятие и внимание, навык соотносить предметы по цвету; воспитывать бережное отношение к природе. Активизация словаря, ваза, собрать, срезать, букет.
Ход: игра предназначена для детей младшего возраста. Перед ребенком картины с вазами. Ребенок собирает букет. расставлять в вазы цветы, ребенок называет цвет цветка и соотносить с цветом вазы. Игру можно провести индивидуальную игру или группой детей.
Дидактическая игра «Подбери фигуру».
Цель: учить подбирать фигуры, соответствующие контуром на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположение фигур (внизу, сверху, рядом, около и т. д.)
Ход: на столе лежат геометрические фигуры, дети должны взять фигуры и подобрать по контуру на варежках.
Дидактическая игра «Подбери кружочки к пирамиде».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Учить различать цвета. Развивать логическое мышление.
Ход: из данных кружочков ребенок должен выбрать кружочки того цвета каким цветом овал у пирамидки и должен вставить кружок в свой домик.
Дидактическая игра «Что изменилось?».
Цель: развивать память. Запоминать геометрические фигуры.
Ход: воспитатель выставляет на доске : круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Развивать словесно- логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать обобщать. Развивать зрительное восприятие.
Ход: ребенок должен найти четвертую лишнею фигуру. Предлагается внимательно рассмотреть картинки. В каждой картинке есть лишний предмет ребенок должен узнать какой он.