Любовь Козлова
Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Какое слово задумано?
Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
Публикация «Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка». Дети улыбаются и поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю - …омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. «Почему у меня получается не так?» - удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук р, пропускаете его», - объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука …люч, …нига, …тол, …веток, …каф). Дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель, - без первого звука. Педагог их поправляет.
Играем со словами
Цель. Упражнять в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы от названий овощей и фруктов.
Материал. Овощи и фрукты или картинки с их изображением.
Вариант 1. Игровые действия: изменить слова.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение.
Вот корзиночка стоит, -
Очень странная на вид.
Догадайся поскорей,
Что в корзиночке моей?
Воспитатель. Как вы думаете, что в корзинке? (Дети высказывают предположения)
- Правильно, в ней находятся овощи и фрукты. Чтобы их вырастить, нужно приложить немало усилий. Но какие же они аппетитные, полезные, вкусные!
- Опишите их. Какие они?
Дети по одному достают из корзины овощи и фрукты и описывают из, подбирая как можно больше слов-определений.
* Например: капуста - круглая, зеленая, вкусная, тяжелая, большая, хрустящая и т. д.
Можно предложить детям «приготовить салат» из овощей.
* Например: салат из моркови (какой) - морковный; салат из огурцов (какой) - огуречный. И т. д.
Вариант 2. Игровые действия: от слов-названий фруктов и овощей образовать слова в форме множественного числа.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, кто поймает мяч, должен выполнить задание: нужно сказать об овощах и фруктах, как будто их много.
* Сочная груша - … (много сочных груш).
* Горький лук - … (много горького лука).
* Красный помидор - … (много красных помидоров).
* Хрустящая морковь - … (много хрустящей моркови).
* Рассыпчатый картофель - … (много рассыпчатого картофеля). И т. д.
Закончи предложение
Цель. Развивать связную речь посредством составления рассказов на основе иллюстраций; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, на основе предыдущего слова (сочетания слов) составлять по смыслу развернутое предложение.
Материал. Сюжетные картинки на тему «Улица. Дорога. Транспорт. ПДД».
Вариант 1. Игровые действия. Продолжить предложение, составляя развернутое высказывание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложение, которое он начнет.
* Автобус остановился у светофора, потому что …
* Переходить улицу нужно по …
* Я пришла на остановку, чтобы …
* Нельзя играть на дороге, потому что …
* Мы подошли к светофору, чтобы …
* Водитель внимательно смотрит на дорогу, чтобы …
* Переходи улицу только там, где …
* Машина поливает улицу, чтобы …
* Машина быстро едет по улице, потому что …
Вариант 2. Игровые действия. Составить предложение, используя сюжетные картинки.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, перед вами разложены картинки. Внимательно рассмотрите их. Составьте по ним развернутые предложения.
Вариант 3. Игровые действия. Дополнить предложение второстепенными членами.
Ход игры.
Воспитатель. Я предлагаю каждому из вас добавить в предложение по одному слову так, чтобы предложение стало развернутым и содержательным.
Например: машина - машина ехала - машина ехала быстро - по улице быстро ехала машина - по широкой улице быстро ехала машина - сегодня по широкой улице быстро ехала машина с грузом. И т. д.
* Светофор - светофор горел - светофор горел на улице - светофор ярко горел на улице - светофор ярко горел на городской улице - сегодня светофор ярко горел на городской улице - сегодня на городской улице ярко горел светофор. И т. д.
Путешествие по сказкам
Цель. Ввести в активный словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет; упражнять в подборе определений к словам; активизировать в речи слова-названия сказок.
Материал. Картинки с изображением сказочных персонажей, мяч.
Вариант 1. Игровые действия. Назвать материал, из которого сделан предмет; ответить на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Ход игры.
- Ребята, волшебник Бука забрал у героев сказок их любимые вещи. Вернет их только в том случае, если мы правильно ответим на вопросы: «Из какого материала сделан предмет?», «И какие эти предметы?».
Например: азбука Буратино - из бумаги - бумажная;
* заюшкина избушка - из дерева - деревянная;
* шляпа Незнайки - из материала - матерчатая;
* очки Айболита - из стекла - стеклянные;
* туфельки Золушки - из хрусталя - хрустальные;
* домик Наф-Нафа - из кирпича - кирпичный. И т. д.
Вариант 2. Игровые действия. Правильно назвать сказку.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и говорит первое слово из названия сказки, ребенок ловит мяч и называет сказку.
* Например: «Сивка-… (Бурка)», «Заюшкина … (избушка)» и т. д. («Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Гадкий утенок», «Царевна-лягушка», «Мальчик-с-пальчик», «Крошечка-Хаврошечка» и пр.)
Вариант 3. Игровые действия. Назвать сказку, ориентируясь на картинку с изображением одного из персонажей сказки.
* Медведь: «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.
* Волк: «Три поросенка», «Сивка-Бурка» и пр.
* Девочка: «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди» и т. п.
Азбука
Цель. Закреплять навык правильного звукопроизношения; упражнять в звукобуквенном анализе.
Материал. Картинки с буквами и предметы на разные звуки.
Вариант 1. Игровые действия. Подбирать слова на заданный звук.
Ход игры.
Воспитатель. Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите в букваре картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» нарисован арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?
- Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву?»
Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.
Вариант 2. Игровые действия. Перемещаться по игровой площадке, выстраивать букву из строительного материала, счетных палочек; подбирать картинки, предметы с этой буквой.
Ход игры. Две команды построены в шеренги на противоположных сторонах игровой площадки.
Воспитатель читает стихотворение-загадку Б. Заходера.
Алфавит
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся! (Буквы)
Затем воспитатель называет (показывает на карточке) любую букву. Все игроки одновременно складывают эту букву из материала счетных палочек. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.
Потерянное слово
Цель. Активизировать в речи слова, обозначающие названия овощей (фруктов); развивать слуховое внимание, память.
Материал. Картинки овощей (фруктов) или натуральные овощи (фрукты).
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, вспомните, что изобрел хозяин огорода, чтобы защитить свой урожай? (Поставил пугало). От кого защищает огородное пугало? (Ответы).
Представьте, что в одном огороде пугало ожило. И так добросовестно несет свою службу: сторожит огород и соседний сад с фруктами. Очень старается пугало охранять урожай, все время перечисляет, называет овощи и фрукты. Но не всегда у него получается - голова-то садовая. Помогите ему.
Вариант 1. Игровые действия. Запомнить названные предметы, выделять недостающий предмет.
Педагог выкладывает 3 овоща (фрукта, но называет 4 овоща (фрукта) :
* Какого овоща (фрукта) из названных мной нет здесь?
При правильном ответе педагог выкладывает еще один овощ (фрукт) (теперь их 4, а называет 5 овощей (фруктов). Игра повторяется. Каждый раз добавляется один овощ (фрукт).
Например, перед детьми овощи: помидор, огурец, лук.
1) Огурец, помидор, свекла, лук;
2) Лук, свекла, помидор, огурец, кабачок;
3) Кабачок, морковь, помидор, лук, огурец, свекла и т. д.
Ребенок, первым правильно назвавший недостающий овощ, получает картинку с его изображением, и ему предоставляется право достать этот овощ из корзины.
Роль огородного Пугала, называющего овощи (фрукты, передает одному из детей, хорошо усвоившему правила игры.
Вариант 2. Игровые действия. Запомнить названные предметы, выделять недостающее слово.
Ход игры. Педагог раскладывает 5 (постепенно доводя до 10) овощей (кабачок, морковь, помидор, лук, огурец, свекла, картофель, горох, капуста, баклажан, а называет только 4 (9) :
* Морковь, свекла, помидор, кабачок, лук, баклажан, огурец, горох, капуста. Какое слово потерялось? (Картофель)
Ребенок, первым правильно назвавший «потерянное» слово, становится «хозяином» овощей, перекладывает их по своему желанию и называет вразнобой, вновь «потеряв» одно слово.
Игра повторяется.
Упрощенный вариант. 5 овощей (лук, капуста, капуста, лук, капуста). Хозяин: «Лук, лук, капуста, капуста. Какое слово повторилось?» (Капуста).
Скажи все наоборот
Цель. Развивать связную речь 9умение строить сложное предложение с союзом «а»); закреплять умения изменять слова во множественном числе, подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Материал. Фото или картинки с изображением грибов, ягод; шляа Лесовичка.
Игровые действия. Придумать предложение с опорой на картинку.
Ход игры
Вариант 1.
Воспитатель. Старичок-Лесовичок любит спорить, делать все наоборот. А вы умеете играть в игру «Скажи все наоборот»? Лесовичок будет показывать вам картинки грибов, ягод, а вы называйте ему не один предмет, а много: «Боровик - боровики, лисичка - лисички, поганка - поганки и т. д.».
Лесовичок гордится лесными богатствами и дарами. Как он об этом говорит? Например: Лесовичок показывает картинку «мухомор».
* У тебя один мухомор, а в лесу много мухоморов.
* У тебя один куст черники, а в лесу много кустов черники.
* У тебя один опенок, а мы собрали много опят.
И так далее: в лесу много … лисичек, кустов ежевики, шишек, строчков и сморчков, кустиков брусник, кустов костяники, подосиновиков, подберезовиков, ягод клюквы, пней.
Вариант 2.
Лесовичок. Ребята, я вам покажу пары картинок, вы по ним закончите мое предложение 9придумайте фразу, чем они отличаются. Например: «клубника» и «земляника» : «Клубника крупная, а земляника мелкая» или «Клубника на грядке, а земляника растет в лесу».
* Крыжовник твердый, а черника … (мягкая).
* Ежевика сладкая, а смородина … (кислая).
* Рябина горькая, а малина … (сладкая).
* Земляника ранняя, а клюква … (поздняя).
* Куст ежевики высокий, а куст земляники … (низкий).
* Ветви рябины гибкие, а веточки черники … (хрупкие).
* У боровика ножка толстая, а у лисичек … (тонкая).
Боровик съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый).