Дарья Ловцова
Картотека игр по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры
для активизации речи
малышей.
1. Разговариваем по телефону
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть
собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего
показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Публикация «Картотека игр по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с
бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком.
Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо
понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет",
постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
2. Отвечаем на вопросы
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.
Но не экзаменовать его по какому-то вопросу,
что какого цвета или где большой дом, а где маленький.
А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того
или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу.
Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему
понравилось, а что нет.
Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими
вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры
(с куклами, зверушками, солдатиками или машинками, задавайте от лица "своего" персонажа
массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше,
куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется,
что будет, есть и так далее.
3. Что бывает? Какое бывает?
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее
сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с
бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком.
Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо
понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет",
постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
4. Отвечаем на вопросы
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.
Но не экзаменовать его по какому-то вопросу,
что какого цвета или где большой дом, а где маленький.
А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того
или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу.
Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему
понравилось, а что нет.
Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими
вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры
(с куклами, зверушками, солдатиками или машинками, задавайте от лица "своего" персонажа
массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше,
куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется,
что будет, есть и так далее.
5. Что бывает? Какое бывает?
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее
сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно
( в данном случае: твердым бывает).
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть
одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким?
Или одновременно большим и маленьким?" Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.
Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания.
А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
6. Что сначала? Что потом?
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом"
на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом… Естественно, чем младше ребенок,
тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или
нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок,
а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
7. Что будет, если.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает. "Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка?
Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.
Затем меняйтесь ролями.
8. Что можно делать с.? С чем можно делать. ?
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить.
Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. "
- ребенок продолжает. Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями –
ребенок начинает, вы продолжаете.
9. Кто что делает?
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким: "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…"
"Чайник - свистит, кипит…" "Машина - едет, гудит, светит…" "Снег - идет, тает…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие: "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще…"
"Едет - машина, поезд, велосипед…" "Тает - мороженое, лед…"
Или задания, имеющие только один ответ: "Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?"
и так далее о других профессиях. "Кто хоботом пьет воду?" "Носит грибы на иголках?" и т. д.
10. Что где? Кто где?
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве?
Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица?
Куда прыгает зайчик? И так далее…