София Миронова
Картотека игр по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по развитию речи.
• «Найди картинке место»
Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Публикация «Картотека игр по развитию речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
• «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
• «Почемучкины вопросы»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
• «Потому что…»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребё нку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
– Объясни, почему кошка недовольна?
• «Пойми меня»
Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: коробка с сюжетными картинками.
Ход игры
Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.
После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
• «Пословицы, поговорки»
Цель: развивать логическое мышление : умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.
Ход игры
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
– Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Аккуратность человека красит.
– Маленькое дело лучше всякого безделья.
– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
• «Закончи сам»
Цель: развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры: Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
• «Продавец и покупатель»
Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.
Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.
Ход игры: На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
• «Волшебный мешочек» («Черный ящик»)
Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Материал: коробка с предметом.
Ход игры
В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике, задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т. д.».
• «Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.