Гусарова Анастасия
Картотека игр по развитию произвольности и саморегуляции у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр
по развитию произвольности и саморегуляции у дошкольников.
Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)
Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.
Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.
Надоедливая муха (для детей с 4 лет)
Публикация «Картотека игр по развитию произвольности и саморегуляции у дошкольников» размещена в разделах
Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями.
Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и. т. д.
Я кубик несу и не уроню (для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.
Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.
Шаловливая минутка (для детей с 4 лет)
Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности.
Детям объясняют: "Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
Рисование ладонями (для детей с 4 лет)
Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.
Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.
Море, море, море (медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)
Рыбы, рыбы, рыбы (быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
Горы, горы, горы (медленные прикосновения всей ладонью)
Небо, небо, небо (снова поглаживания)
Затем дети меняются ролями.
Речка - Берег (для детей с 4 лет)
Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности.
На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.
Стойкий оловянный солдатик (для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности поведения, общей координации.
Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.
Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)
Цель: снятие речевых зажимов, сплочение группы
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
Запрещенное движение
Цель: развитие произвольности и внимания.
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.