Наталья Янкова
Картотека игр по развитию навыков самообслуживания в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для становления самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий.
Задачи:
1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Публикация «Картотека игр по развитию навыков самообслуживания в младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Продолжать учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
4. Учить правильно, пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
Дидактические игры
Правила гигиены»
Цель: создание условий для закрепления культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формирование умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход: воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
«Подбери пару»
Цель: создание условий для соотношения предметов на картинках с действиями; закрепления навыков самообслуживания.
Оборудование: предметные картинки : пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки : уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Ход : дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
«Что сначала, что потом»
Цель: создание условий для развития умений располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; составлять небольшие рассказы.
Ход: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой
«Правила гигиены».
Цель: создание условий для уточнения представлений детей о навыках гигиены, формирования основ здорового образа жизни.
Ход: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.
«Найди пару»
Цель: создание условий для развития умений различать парную обувь и одежду.
Оборудование: вырезанные из картона обувь : сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход : педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».
«Подберем куклам одежду»
Цель: создание условий для развития умений называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.
Ход. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Игровые ситуации
«Научим куклу мыть руки»
Цель: создание условий для закрепления знаний о предметах личной гигиены, последовательности действий, формированию привычки к опрятности.
Оборудование: предметы личной гигиены, куклы.
Ход: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (ответы детей)
Педагог: Правильно, кукле необходимо помыть руки. Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
«Сделаем куклам разные прически»
Цель: создание условий для закрепления навыков ухода за волосами, уточнения названия необходимых для этого предметов, формирования понятия «опрятный» внешний вид.
Оборудование: куклы, расчёски, заколки.
Ход: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
«Таня простудилась»
Цель: создание условий для развития умений и формирования навыка пользования носовым платком.
Оборудование: носовой платок
Ход: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: создание условий для формирования умений детей одевать куклу по погоде.
Оборудование: бумажная кукла с различной одеждой
Ход: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Упражнение
«Мыльные перчатки»
Цель: создание условий для развития умения детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например:
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Умывается сама (имя ребенка)»
«Наши вещи ложатся спать»
Цель: создание условий для развития умения детей аккуратно складывать вещи на стульчик.
«Мы заправим наши майки»
Цель: создание условий для развития умения детей заправлять майки и футболки.
Все мы делаем по порядку»
Цель: создание условий для развития умения детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.
«Выверни колготки»
Цель: создание условий для развития умения детей правильно выворачивать колготки.