Тумашевская Олеся Ивановна
Картотека игр по развитию лексического запаса
▼ Скачать + Заказать документы
«Ласковые шаги»
Цели: обогащение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы.
Ход игры. Два ребенка встают напротив друг друга. Между ними - игрушка. Тот, кто быстрее дойдет до игрушки, тот и возьмет ее (шаги делают по определенным меткам). Но шагнуть можно только тогда, когда произнесешь ласковое слово для мамы. Слова повторяться не должны (для друга и т. д.) Не сказавший вовремя слово, пропускает ход.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Публикация «Картотека игр по развитию лексического запаса» размещена в разделах
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Слова-приятели
Цель: обогащение словарного запаса ребенка синонимами.
Ход игры: Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
«Наоборот»
Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.
Ход игры: Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением.
Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.
Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.
День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
«Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм - пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
«Разное значение»
Цель: Знакомство с омонимами.
Ход игры: Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?» ( например: ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее воспитатель читает стихотворение, детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)
Глядит глазком картошка
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмарева)
«Назови пять предметов»
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Педагог называет родовое слово, дети подбирают три видовых.
Транспорт - самолет, поезд, автомобиль, метро, автобус.
Одежда - платье, брюки, куртка, кофта, шорты.
«Подбери слово»
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно порезать?» Ответы детей: «Хлеб, палец, лист, колбасу, веревку». «Печь – торт, булочки, пирожные, вафли, пирожки». «Завязывать – шнурки, ленту, шарф, завязки». «Надеть кофту, платье, носки, куртку, блузку, колготки» и т. д.
«Отгадай предмет по его частям»
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
«Найди лишнее слово»
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.
Перечень серий слов:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Угадай, кто это?»
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.
Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
«Что бывает круглым (мягким и т. д. ?»
Цель: Учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма).
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры: Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Скажи по-другому»
Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Ход игры: Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:
- Что значит «растёт не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
«Семья»
Цель: Учить детей употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Материал: Мяч.
Ход игры:
- Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Кем ты доводишься маме и папе?
Кто тебе мамина и папина мамы?
Кто тебе папин и мамин папы?
Кто ты для бабушки и дедушки?
У тебя сестра или брат?
Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
Кто ты мамину брату?
«Игра в неделю»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры: В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.