Руденко Олеся Юрьевна
Картотека игр на развитие речевого дыхания у детей 3–4 лет
1. СЕМЬЯ
1.«Успокой дочку».
Цель: Добиваться длительного произнесения звука А на выдохе со сменой силы выдоха.
Выполнение: Дети, сидя на стульях или стоя, качают плачущую куклу. Произносить звук А без напряжения и крика. Повторить задание 3-4 раза.
2. «Дарим маме духи».
Цель: Развитие физиологического дыхания – статистические упражнения.
Выполнение: Вдохнуть носом, сделать паузу (задержать воздух, медленно выдохнуть ртом. Упражнение длится 2-3 минуты.
2. ЧЕЛОВЕК
Публикация «Картотека игр на развитие речевого дыхания у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. «На приеме у врача».
Цель: Развивать длительный плавный выдох, артикуляционный аппарат.
Выполнение: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, чистые ли у вас зубы. Давайте их оближем языком (воспитатель круговыми движениями языка при закрытом рте облизывает зубы, дети повторяют упражнение 5-6 раз). Показывают зубы доктору (подходит к детям вместе с куклой). Врач выбирает того, кому нужно лечить зубы. Дети имитируют зубную боль: о-о-о-о. Повторить задание 3-4 раза.
3. ДОМ
1. «Ветер в трубе воет».
Цель: Длительно произносить изолированный звук на выдохе, развивать силу голоса.
Выполнение: Дети подражают вою ветра, длительно произносить звук у- у-у, меняя громкость, темп произнесения. Длительность 2 минуты.
2. «Забей гвоздик молоточком».
Цель: Развивать речевое внимание, повторять на выдохе звукосочетания, регулировать силу голоса.
Выполнение: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк». (Дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Давайте забьем гвоздь молотком…Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит. (Без системы педагог повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит). Повторить задание 3-4 раза.
3. «Прокати карандаш».
Цель: Развивать силу выдоха.
Выполнение: Детям предлагается присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился как можно дальше: «Фу-у-у». Упражнение повторяется 3-4 раза.
4. ИГРУШКИ
1. «Качаем куклу».
Цель: Добиваться длительного произнесения звука А на выдохе со сменой силы выдоха.
Выполнение: Дети, сидя на стульях или стоя, качают плачущую куклу. Произносить звук А без напряжения и крика. Повторяется несколько раз.
2. «Поезд».
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Выполнение: Звенит колокольчик. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Поезд» : «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка. Дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше. На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними. Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Педагог говорит: «Матрешки устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: «Ааа-ааа…»(дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики». Игра повторяется несколько раз.
3. «Барабаны».
Цель: Развивать речевое внимание, силу голоса на выдохе произносить звукосочетания.
Выполнение: Педагог делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга. -Вы будете музыкантами, играющими на барабанах. Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (звукосочетания дети повторяют 2-3 раза). Педагог в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
4. «Научим мишку говорить правильно».
Цель: Развивать речевое внимание, проговаривать слово на выдохе.
Выполнение: - Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Ми-ка, ку-ла.) Нет, неправильно. Это… (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка… Скажи, Вова, погромче… Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Миш-а, за-ка.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ). Теперь все повторите слово… Мишка, теперь ты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пира-дка). Машина (шимина). Повторить 2 раза.
5. «Медвежата едят мёд».
Цель: Развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Выполнение: Детям предлагается поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. Показ выполнения упражнения педагогом. Игра повторяется 3-4 раза. Детям сообщается, что медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
6. «Телефон».
Цель: развивать речевое внимание, проговаривать слово на выдохе.
Выполнение:- Сегодня мы поиграем в игру «Телефон». Сережа выйдет за дверь, а Катя спрячет игрушку и встанет рядом с Леной и Вовой. Мы все позовем Сережу: «Сережа, иди, ищи!» Он войдет и встанет в ряд за Вовой. Катя тихо на ушко скажет Лене, где игрушка. Лена скажет Вове, а Вова – Сереже. Следующую игрушку прячут и находят другие дети.
7. «Научим зайку правильно говорить».
Цель: Развивать речевое внимание речевое дыхание детей.
Выполнение: На фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.
Ишка – дети поправляют «Мишка».
Елочка – белочка. Оник – слоник.
Зьянка – обезьянка. Ичка – птичка.
Бака – собака.
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
8. «Забей мяч в ворота».
Цель: Тренировать длительный целенаправленный выдох.
Выполнение: На каждый стол – на противоположный от детей край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10см друг от друга.
Дети дуют на ватные шарики-мячики так, чтобы попасть в ворота. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
9. «Подуем на мячик»
Цель: развивать речевое внимание, фонематический слух.
Выполнение: Дети произносят звукосочетание: «Фу-у-у» – дуют на мячи. Мячик должен прокатиться как можно дальше. Упражнение проводится 4 раза, затем, после короткого отдыха, повторяется.
5. МЕБЕЛЬ
1. «Уложим куклу спать на кроватку».
Цель: Добиваться длительного произнесения звука А на выдохе со сменой силы выдоха.
Выполнение: Дети, сидя на стульях или стоя, качают плачущую куклу. Произносить звук А без напряжения и крика. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
6. ПОСУДА
1.«Горячий чай», «Горячий суп».
Цель: Развивать речевое дыхание, целенаправленный выдох.
Выполнение: Дети складывают ладошки чашечкой, губы трубочкой и дуют на «горячий чай, суп». Струя воздуха должна быть холодной. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
7. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. «Кто в домике живет?».
Цель: развивать речевое внимание, речевое дыхание, силу голоса.
Выполнение: Педагог показывает картинку с изображением кошки. - Кто это? (Ответы детей.) Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Показывает картинку с изображением котенка.) А это кто? (Ответы детей.) Котенок мяукает тихо (Дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Показывает картинку с изображением собаки.) Кто это? (Ответы детей.) Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Показывает картинку с изображением щенка.) А это кто? (Ответы детей.) Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
- Пошли зверюшки домой, (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей.)
- Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу» (произносится тихо? Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках.
2. Игра «Кто как кричит?»
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание
Выполнение: У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграф) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка). Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание). А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
3. «Лошадки».
Цель: Развивать речевое внимание, произносить звукосочетания на выдохе.
Выполнение: Стучат лошадки копытами: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание). Игра повторяется 3 раза.
4. «Позови свою маму».
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Выполнение: Педагог спрашивает кто у цыпленка мама? (Курица.) Детям-цыплятам предлагается позвать свою маму. («Пи-пи-пи»). Педагог имитирует кудахтанье курицы, показывает детям картинку. Игра повторяется 3 раза.
8. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. «Волк воет».
Цель: Развивать речевое дыхание, длительный выдох, силу голоса.
Выполнение: Педагог показывает картинку с изображением воющего волка. Предлагается детям подражать вою волка: у-у-у, в-в-в, меняя силу голоса.
Длительность выполнения упражнений не более 2 минут.
2. «Медвежата едят мёд».
Цель: Развивать длительный речевой выдох.
Выполнение: Педагог говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Мишку укусила пчела: о-о-о, ой-ой ой. Игра повторяется 3-4 раза. Педагог говорит что, медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ, гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
3. «Идут животные».
Цель: Развивать голосовой, артикуляционный аппарат, речевое внимание.
Выполнение: Четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.
Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза).
-Идут медведи, они топают тише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного тише). Идут поросята, они топают еще тише…Идут ежики, они топают очень тихо… Игра повторяется 3-4 раза.
4. «Будь внимательным».
Цель: Развивать голосовой аппарат, речевое внимание.
Выполнение: Детям показывается картинка с нарисованным животным. Они должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если показывается игрушка, дети поднимают красный кружок и называют игрушку. Педагог показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия. Игра повторяется 2-3 раза.
9. ДЕРЕВЬЯ
1. «Ветер качает деревья».
Цель: Развивать длительный ротовой выдох, сочетать речь с движением.
Выполнение: Дети качают руками из стороны в сторону, изображая ветер разной силы, произнося длительно гласный звук у-у-у-у-у-у. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
2. «Листопад».
Цель: Развивать длительный ротовой выдох, сочетать речь с движением.
Выполнение: Дети проговаривают стихотворение, затем сдувают с ладошки разноцветные листочки, произносят длительно звук – ш.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят
И шуршат, шуршат,
Шуршат ш-ш-ш-ш!
Игра повторяется 2-3 раза.
10. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
1. «Погреем руки».
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Выполнение: Длительно дуть на руки теплым воздухом произнося: к-к-к-к,
х-х-х-. Длительность выполнения упражнений не более 2 минут.
2. «Прокати снежный ком».
Цель: Развивать длительный ротовой выдох.
Выполнение: Предлагается детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой комочек ваты («снежный ком») и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у». Упражнение повторить
3-4 раза.
3. «Заморозим руки».
Цель: Развивать длительный плавный выдох.
Выполнение: Дети подносят руку ко рту на расстояние примерно 10 см, произносят: «Фу-у-у» – дуют на руку, воздух должен быть холодным. Упражнение проводится 3-4 раза.
4. «Конькобежцы и лыжники».
Цель: Развитие речевого внимания, речевого дыхания.
Выполнение: Дети имитируют движения конькобежца на льду.
Коньки скользят: «Жух-жух-жух». Дети имитируют движения лыжника по снегу. Снег хрустит: «Ши-их, ши-их, ши-их». Игра проводится 4-5 раз.
5. «Подуем на снежинку».
Цель: Развивать длительный плавный выдох.
Выполнение: Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
11. НОВЫЙ ГОД
1. «Деду Морозу жарко».
Цель: Развитие речевого внимания, речевого дыхания.
Выполнение: Деду морозу жарко. Педагог предлагает детям подуть на Деда Мороза – «С-с-с-с» не высовывая языка с сомкнутыми зубами. Воздух должен быть холодным. Упражнение повторяется 3-4 раза.
2. «Снегопад».
Цель: Развивать длительный плавный выдох.
Выполнение: Дети встают в круг, педагог раздает им снежинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие снежинки. Игра повторяется 2-3 раза.
3. «Вьюга», «Метель».
Цель: Развивать длительный плавный выдох, силу выдоха, силу голоса.
Выполнение: Педагог предлагает детям подражать вою вьюги, метели у-у-у-у-у, у-у-У-У-У, по сигналу «вьюга кончается», дети говорят тише, по сигналу «вьюга кончается» дети замолкают. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
12. ОДЕЖДА
1. «Укололи пальчик».
Цель: Длительное произнесение на выдохе звукосочетаний.
Выполнение: Дети шьют одежду кукле – укололи пальчик ой-ой-ой, ай-ай-ай. Задание выполняется несколько раз.
13. ПТИЦЫ, ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. «Кто как кричит?»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, речевое внимание.
Выполнение: Показ картинки гусь. Он громко гогочет: «Га-га-га» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Показ картинки маленький гусенок – сыночек гуся Он гогочет тихо: «Га-га-га» (дети повторяют 2-3 раза).
Показ картинки курочка. Она громко кричит: «Ко-ко-ко» (дети повторяют, а цыпленок (показ картинки) ей отвечает: «Пи-пи-пи» (дети повторяют звукосочетание). Работа проводится со всеми персонажами (домашними птицами). Задание выполняется несколько раз.
2. «Покормим птенчиков».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, речевое внимание, сочетать речь с движениями.
Выполнение: Педагог – мама-птица, дети – птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за педагогом и произносят звукосочетание).
- Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Дети «летают», произносят: «Пи-пи-пи».
- Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети широко раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
3. «Утки и утята»
Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание.
Выполнение: Показ картинки утка, она крякает: «Кра-кра-кра…» (дети повторяют звукосочетание 4-5 раз) Показ картинки утенок, он крякает тихо: «Кря-кря-кря…» (дети повторяют звукосочетание). Дети делятся на две команды – уток и утят. Плывут утки и громко крякают – «Кра-кра-кра». Возвращаются к берегу. Плывут утята и крякают тихо – «Кря-кря-кря». Возвращаются к берегу. Упражнение проводится 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
4. «Позови свою маму».
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Выполнение: Детям предлагаются картинки с изображением птенцов.
-Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».) Педагог показывает картинку и имитирует кудахтанье курицы. Каждый птенчик зовет свою маму. Игра повторяется несколько раз.
5. «Кукушка и дудочка».
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляционный и голосовой аппарат.
Выполнение: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес собирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Разделит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз даются разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
14. ВЕСНА
1.«Плыви кораблик».
Цель: Развивать длительный ротовой выдох, силу выдоха.
Выполнение: Детям предлагается покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза с водой. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как при произнесении звука Ф. Налетает порывистый ветер, «П-п-п» дует ребенок. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
2. «Капель – кап, кап, кап».
Цель: Развивать голосовой аппарат, речевое внимание, речевое дыхание.
Выполнение: Вышли дети на прогулку (дети ходит по группе). Стали они прыгать (прыгают, бегать (бегают, но пошел дождик: «Кап-кап, кап-кап» (дети с педагогом медленно произносят звукосочетание).
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
Кап-кап-кап. (Дети произносят
звукосочетания в быстром темпе).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (Дети раскрывают зонт).
Произносятся звукосочетания сначала быстро, затем все медленнее и медленнее (педагог дирижирует). Кончился дождик. Повторяется 2-3 раза.
15. ЦВЕТЫ, ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ
1. «Чей одуванчик раньше улетит».
Цель: Развивать ротовой выдох.
Выполнение: Игра проводится на воздухе. Дети гуляют на поляне, им предлагается сорвать отцветший одуванчик подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки нужно за 3-4 раза.
2. «Колокольчик».
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание – длительный выдох.
Выполнение: а) Девочки маленькие колокольчики. Они звенят: «Динь-динь». Мальчики большие колокольчики. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь». Педагог предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
б) Большой колокольчик (показывается большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывается маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда показывается большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда показывается маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики. Без системы показываются то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки. Упражнение выполняется 2-3 раза.
3. «Нюхаем садовые цветы».
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса
Выполнение: Вдох через нос, выдох ртом, произнося на выдохе восторженно ах- ах- ах!.. Упражнение выполняется 2-3 раза.
16. ОВОЩИ
1. «Высматриваем огурцы».
Цель: Работа над дыханием
Выполнение: Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом). Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.
2. «Арбуз».
Цель: Развитие физиологического дыхания упражнение
Выполнение: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку).
Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.
3. «Разговоры овощей».
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса
Выполнение: Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки. Повторить 2-3 раза.
4. Речевая зарядка : «Овощи».
Цель: Произносить фразу на выдохе, сочетать речь с движением.
Выполнение: Дети произносят за педагогом текст стихотворения, выполняя движения:
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох (ладони к щекам, качают головой).
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». (руки на поясе, повороты
влево - вправо).
Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» (движения рук сверху вниз).
Огорченные овощи:
Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» (показывают, как выдергивают).
Картофель : «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!» (показывают, как копают)
Повторить 2-3 раза.
17. ФРУКТЫ, САД
1. «Вдыхаем аромат яблок (груш)».
Цель: Развитие носового вдоха и ротового выдоха.
Выполнение: Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом. Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.
18. ТРАНСПОРТ
1. «Поезд»
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Выполнение: Звенит колокольчик. Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается. Когда поезд останавливается, детям предлагается поплясать, попрыгать, похлопать, спеть песенку: «Ааа-ааа…». Повторить 2-3 раза.
2. «Большие и маленькие машины»
Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание.
Выполнение: Детей делят на две команды – большие и маленькие машины. Они встают друг против друга. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш», они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш». Они сигналят: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2-3 раза).
По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и сигналят.
Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда. Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, игра проводится вновь.
19. НАСЕКОМЫЕ
1. «Подуй на бабочку», «Посади бабочку на цветок».
Цель: Развивать речевое внимание, артикуляционный, дыхательный аппарат.
Выполнение: а) Дети подносят ко рту бабочку на ниточке, произносят: «Фу-у-у», дуют на бабочку. б) Подуть на бабочку так, чтобы она «села» на цветок. Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.
2. «Жук» «Комар»
Цель: Развивать речевое внимание, артикуляционный, дыхательный аппарат.
Выполнение: Педагог детям показывает картинку с изображением жука (комара) и предлагает вспомнить, как жужжат жуки (звенят комары). Дети длительно произносят звук «ж-ж-ж-ж-ж», звук «з-з-з-з-з». Педагог обращает внимание детей на положение губ. Губы округлены и немного вытянуты вперед. Широкий язык поднят к бугоркам за верхними зубами. Обратить внимание на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта. Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.
20. РЫБЫ – ВОДА
1. «Рыбки»
Цель: Развивать речевое внимание, силу голоса, плавный выдох.
Выполнение: Все дети рыбки. Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они ныряют глубоко за кормом. Когда ныряют большие рыбки, то слышно: «Плюх» (громко). Когда ныряют маленькие рыбки слышно: «Плюх» (тише). Дети повторяют оба звукосочетания 2-3 раза.
Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам 5-6 раз. Задания выполняют все дети.
2. «Буря в стакане».
Цель: Развивать речевое внимание, силу, плавность выдоха.
Выполнение: Детям предлагается стакан с водой (пол стакана, воду можно покрасить в голубой цвет, соломка для коктейлей. Дети дуют через соломку сначала тихо, затем буря усиливается, буря стихает. Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.
3. «Лягушка и лягушата».
Цель: Развивать речевое внимание, артикуляционный, дыхательный аппарат.
Выполнение: Детей делят на две подгруппы: это большие и маленькие лягушки. Говорят: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают и громко квакают: «Ква-ква-ква» (дети громко квакают). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на «берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется несколько раз.