Любовь Батракова
Картотека игр для развития интонационной выразительности речи
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация Кстовского
муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №9
«Рябинушка»
(МБДОУ д/сад №9)
607650, Нижегородская область,
г. Кстово, ул. Талалушкина, д. 4
тел. 8 (83145) 7-59-87
E-mail : riabinushka9@mail.ru
Картотека игр на развитие интонационной выразительности речи
Подготовила: воспитатель
Батракова Любовь Александровна
2022г.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
I этап. Обучение ребё нка дифференцировать носовой и ротовой выдох для формирования правильного речевого дыхания:
1. Вдох ртом, выдох носом.
2. Вдох ртом, выдох ртом.
3. Вдох носом, выдох ртом.
4. Вдох носом, выдох носом.
II этап. Воспитание диафрагмального дыхания (проводится лёжа) :
1. Лечь на спину, на живот положить плоский небольшой груз. Сделать глубокий, но не слишком длинный вдох через нос и животом (груз при этом должен слегка приподняться, затем длительный выдох через рот (груз опускается).
2. Это же упражнение, но без груза.
3. Это же упражнение, но без груза и сидя.
III этап. Развитие речевого дыхания.
Учимся на одном выдохе произносить 3-4 слога, затем тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Тряпичная кукла
Вдох — руки поднять вверх «в замок», выдох — бросок расслабленного тела вправо, влево, вперед.
Львенок греется
Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносится слог ха, который у нас называется «теплым дыханием», греть последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, хвост.
Петух
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
Часики
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 10 раз.
Трубач
Сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленно выдохнуть, с громким произношением «п-ф-ф-ф». Повторить 5 раз.
Каша кипит.
Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь — вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот — выдох. При выдохе громко произность «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Насос
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох — наклонить туловище влево. Выдох — руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с». Выпрямиться — вдох, наклон вправо с повторением звука. Повторить 6-8 раз.
Регулировщик
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затнм поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением «р-р-р». Повторить 4-5 раз.
Вырасти большой
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести «у-х-х-х». Повторить 4-5 раз.
Маятник
Стоя, ноги расставить на ширину плеч. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох с произнесением «т-у-у-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
Задуть свечу
Спокойно вдохнуть через рот воздух и также спокойно выдохнуть (через рот) на воображаемую свечу, произнося шепотом «ф-ф-ф».
Понюхай ягодку
На вдох понюхать «ягодку», на выдохе произнести слово «хо-ро-шо». Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам. Потом на выдох произносить фразы в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».
Песня
Набрать воздух в легкие. Промычать мелодию песни. Губы расслаблены, им должно быть щекотно.
Считалочка
Это упражнение для тренировки распределения выдоха. Возьмем известную детскую считалочку. «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорки, четыре Егорки, пять Егорок (и так до конца). тридцать три Егорки. Распределить выдох на три порции. Читая текс, делать дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки». «Как на горке, на пригорке (вдох, стоят тридцать три Егорки (вдох, раз Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох, четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох). тридцать Егорок (вдох, тридцать один Егорка, тридцать два Егорки».
Погреем ручки
Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
Комарик
Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком [з] “комарик». Звук произносить на выдохе на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводить, ы в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
Насосик
Участники разбиваются на пары, один из пары — мячик, второй — насосик. Вначале мячик сдут, т. е. Ребенок в максимально расслабленной позе стоит на корточках на полу. «Насосик», произнося «пс», сгибается в пояснице до прямого угла и «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление вдох, каждый наклон — выдох. Мячик постепенно надувается. При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда мячик надут, насосик выдергивает «затычку», и мячик со звуком [ш] сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на тактированные и длительные вдох и выдох.
Надуй игрушку
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц, формирование умения делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.
Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха. ; воздушные шары.
Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
- Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков. Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова
«Одуванчики»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
«Чей кубик поднимется выше?»
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Ход игры: Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
«Капитаны»
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Ход игры: Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п.». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Развитие дыхания «Снежинка»
Цель: Поупражнять ребенка в плавном продолжительном выходе, используя помещенные ниже задания.
Ход игры: Взрослый дает ребенку кусочек ваты, говорит: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает» (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки.) «Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок производил выдох только через рот; выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.
Развитие дыхания «Ветерок»
Цель: Поупражнять ребенка в плавном продолжительном выходе, используя помещенные ниже задания.
Ход игры: Возьмите небольшой тонкий листок бумаги (5 X 10 см) зеленого цвета и нарежьте 12—15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу, скажите малышу: «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так.» (Дует на листочки.) Взрослый еще раз показывает, как надо дуть, затем предлагает ребенку сделать так же.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:
На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показы-вает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра «Птицеферма»
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам. (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 — 4.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.
Краткое описание:
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
Игра «Подбери по цвету»
Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.
Краткое описание:
Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)
Краткое описание:
Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).
Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.
Методические указания. До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.
Игра «Определи место игрушки»
Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.
Краткое описание:
Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.
Методические указания. Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».
Упражнение «Ныряльщики»
Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.
Краткое описание:
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом.
Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.
Литература:
Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. / М. : ТЦ СФЕРА, 2009. - 128 с.
Бородич А. М. Методикам развития речи детей. – М. , : Просвещение, 2006. – 225 с.
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М. : 2005. - 138с.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошкольное, воспитание. - М., 2011 – 15 с.
Е. Е. Шевцова Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. / – СПб. : АСТ, Астрель, Харвест, 2009. – 224 с.
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/proiekt_formirovaniie_intonatsionnoi_vyraz