Абрамова Яна Анатольевна
Картотека игр на формирование чувства эмпатии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя ладонь» (для детей 4—5 лет)
Задачи:
- стимуляция самопознания;
- формирование представления о своей индивидуальности, принятия себя посредством контакта с собственным телом.
В игре принимает участие несколько человек. Они располагаются на ковре. Включается приятная музыка.
Есть такое выражение: «Знать, как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев! Сейчас мы это проверим!
Публикация «Картотека игр на формирование чувства эмпатии в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите все линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней указательным пальцем левой руки несколько раз. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.)
Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! А теперь то же, но уже с закрытыми глазами!
Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. «Пройдитесь» пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.
—Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые, как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. Попробуйте найти их с закрытыми глазами?
Рассмотрите свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Какое имя носит самый короткий и толстый? А самый длинный? Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур вашей ладони. Чего на нем нет? Конечно же, Вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок. Можете ли Вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Кто-то из детей сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать со своей руки, а кому-то будет нужна помощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке карандаш, можно рисовать на песке.)
Нарисовали? Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже! Молодцы! Вы как будто сфотографировали свою ладонь!
Полученные рисунки сравниваются, изучается индивидуальность каждой руки. Проводится обсуждение игры, задаются вопросы о том, что вызвало трудности, что ребята узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не обращали внимания, а теперь увидели.
«Связующая нить» (для детей 4—7 лет)
Задачи:
- развитие умения осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
-преодоление застенчивости, замкнутости;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим». Взрослый, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.
Когда все дети выскажутся и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза. Взрослый просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.
Этюд «Здравствуй, носик!» (для детей 2—6 лет)
Задачи:
- преодоление застенчивости, замкнутости у детей путем стимулирования тактильного контакта;
- стимулирование творчества в невербальном общении;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Данное упражнение целесообразно проводить в начале игрового комплекса по укреплению психологического здоровья. Дети становятся в круг. Взрослый предлагает им «поздороваться» друг с другом различными частями тела, лица: носиками, щечками, ушками, локтями, коленками и др. Дети сами могут предлагать, какими частями тела «поздороваться» друг с другом. Каждый ребенок здоровается с двумя ближайшими соседями — слева и справа.
«Кто себя погладит так, как я?» (для детей 3—5 лет)
Задачи:
- формирование у детей позитивного принятия себя;
- преодоление скованности, застенчивости.
Взрослый в поле внимания детей выполняет действия контакта с собственным телом, сопровождая их речью. Дети повторяют за взрослым действия и комментарии к ним, а затем могут предлагать и свои действия и комментарии (безусловно, нельзя использовать действия, стимулирующие нездоровый интерес к собственному телу).
Примеры игровых действий телесного контакта с частями тела:
Руки: ладони, пальцы свои ласкаю, ощупываю и приговариваю: «Хорошие лапки, мягкие ладошки, как у кошки!». Жму руки себе, как будто здороваюсь сам с собой, и приговариваю: «Здравствуй,. (имя, здравствуй!».
Щеки: надую щеки, слегка шлепну по ним ладонями и скажу: «Замечательные щечки, хорошие щечки!». Пощелкаю, побарабаню по надутым щекам и скажу: «Хорошая щечка не сдувается, как упругий барабан!» и т. д.
«Автобус» (для детей 4—6 лет) (модификация Е. П. Чесноковой)
Задачи:
- преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей через стимулирование тактильного контакта;
- оптимизация взаимоотношений в группе, стимулирование проявления интереса друг к другу, желания узнать друг о друге как можно больше.
Дети рассаживаются на стульях по кругу.
Представьте, что все мы едем в автобусе. Какой звук издает автобус?». (Дети имитируют звук автобуса.)
Одному пассажиру не хватило кресла в салоне, и он едет стоя. (Выбирается «пассажир», который будет стоять — выбор можно сделать по считалке.)
Вдруг перед светофором автобус резко тормозит, и пассажир, который едет стоя, падает на колени к кому-то из других пассажиров. (Ведущий предварительно раскручивает ребенка и слегка подталкивает к кому-либо из детей.)
Упавший пассажир пытается отгадать, к кому же он попал. Для того, чтобы ему пришлось подумать, ему завязывают глаза (как будто в салоне погас свет, а тот человек, к которому он попал на колени, скажет: «БИ-БИ!» (просигналит, как автобус, постаравшись изменить свой голос так, чтобы его было нелегко узнать. «Пассажиру», упавшему на колени к этому человеку, разрешается потрогать волосы, лицо, одежду того, к кому на кресло он упал, чтобы определить, у кого на коленях он все-таки сидит. Если «пассажир» верно определяет того, у кого сидит на коленях, и называет его имя, то садится на место этого ребенка, а тот «пассажир», который ранее занимал это кресло, становится в центр круга, ему завязывают глаза — теперь он едет стоя. Если «упавший пассажир» не смог узнать того, к кому попал на колени (можно предложить три попытки, то он вновь едет стоя. Игра продолжается в той же последовательности.
Обычно дети хотят побывать в роли того пассажира, который едет стоя. Учитывая это, можно проводить игру и по другому правилу. в случае, если упавший «пассажир» не смог узнать того, к кому попал на колени, на следующем круге игры пароль пассажира, который едет стоя, выбирается ребенок по считалке (причем те, кто уже побывал в этой роли, повторно не избираются). Важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе детей (причем на этапе «узнавания» можно им немного помочь, дав какую-либо подсказку).
«Гномики» (для детей 4—5 лет)
Задачи:
- развитие эмпатии;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5—6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик. Когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный).
—Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать.
Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит.
—Что же делать? У. (имя участника) не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание.
Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы. (имя участника) мог позвенеть им и загадать свое желание?
Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.
Важно стимулировать эмоционально отгороженных, эгоистичных детей к проявлению внимания, заботы о сверстнике.
«Тень» (для детей 4—7 лет)
Задачи:
- формирование у детей ориентации на другого;
- развитие наблюдательности, взаимопонимания, внутренней свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, за ним (на два-три шага позади) идет «тень», стараясь точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «понюхать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.
Вначале целесообразно привлекать к роли путника детей с наиболее выразительными движениями, богатым воображением, а к роли и тени — наиболее наблюдательных, раскрепощенных дошкольников. Затем важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе детей. На роль тени желательно как можно чаще приглашать эгоцентричных дошкольников, пароль путника — детей, занимающих неблагоприятное положение в группе сверстников.
«Танец в парах» (для детей 4—7 лет)
Задачи:
- развитие эмпатии (ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Взрослый предлагает детям стать парами лицом друг к другу (некоторым детям он помогает образовать пары). Важно, чтобы между парами было достаточное для танцев расстояние — ведущий следит за тем, чтобы пары распределились равномерно по всей площади ковра (свободного пространства игровой комнаты). Затем взрослый дает каждой паре по плотному листу бумаги (у всех должны быть листы одного и того же размера и плотности — обычно используются стандартные листы бумаги формата А4 максимально возможной плотности). Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка (желательно плавная, например, вальс, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Затем можно предложить детям поменяться парами и продолжить игру.
С целью внесения элемента новизны можно предложить партнерам удерживать во время танца воздушный шарик или мягкую игрушку.
«Зеркало» (для детей 4—7 лет)
Задачи:
- формирование у детей ориентации на другого;
- преодоление замкнутости, нерешительности, эгоистических тенденций поведения.
В группе выделяются 2—3 пары (по считалке или добровольно). Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять несколько попыток до первой ошибки в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3—5 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением, или одному партнеру доставалась только роль отражения.
Желательно застенчивых, неуверенных в себе, тревожных детей организовывать в пары с наиболее доброжелательными, общительными сверстниками;