Юлия Косивченко
Картотека игр кубанских казачат
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр кубанских казачат
Игра – это важное занятие в жизни ребёнка, источник радости, обладающий великой воспитательной силой, путь к познанию мира, в котором он живёт. Игра – отражение жизни. В ней всё как будто "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства и переживания подлинны, искренни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует различные впечатления жизни с личным опытом.
Темочки:
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Темочки
Народные игры являются традиционным средством в воспитании детей. С давних времён в них ярко отражался образ жизни и быт, характеры людей, их труд, национальные устои, представления о чести. Игра приучала малышей к смелости, мужеству, желанию обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Стимулировала проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности малой Родине.
По содержанию кубанские игры просты, выразительны и доступны ребёнку. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, обогащает их кругозор, а встречающиеся в некоторых играх, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе.
В играх, не имеющих сюжета, также много познавательного материала, который способствует развитию ребёнка, его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Не замай!», «Сон казака» и др.). Правила игры определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют проявлению у детей их лучших качеств. Игра требует внимания и выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, смелости, находчивости.
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Основная цель кубанских игр – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения, своеобразие языка, привить любовь к родной культуре. Эти чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и дети с удовольствием проговаривают в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся через поколения и никогда не стареет. Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает эмоционально -положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, эмоционально-выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Главная задача воспитателя - научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они сами сумеют правильно прореагировать в любой игровой ситуации, приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, найти выход из трудного положения, быстро принимать решение, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
В нашей группе проводятся подвижные народные игры, в которые играли прежние казачата. Ведь игры – не просто детские забавы, это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Многие из игр отражают обычаи, быт и обряды прошлых поколений.
«Чапля»
Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке — примерно 55 м.
По жребию или по считалке выбирали водящего — чаплю.
Остальные — «лягушки».
Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя - бы одной рукой за голени ног.
Лягушки должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при «осаливании» они меняются местами.
«Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную.
Ведущий – хлибчик (хлебец)- становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и «хлибчик» бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребёнок, кому не хватило пары, становится «хлибчиком». Игра повторяется.
«Капуста»
Рисуют круг – огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывает движениями воображаемую работу, поёт:
Я на камушке сижу.
Лозу тешу –
Плетень горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами, курица с цыплятами.
Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесёт с огорода капусты, объявляется победителем.
«Защити курень»
Подгруппа детей стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5 - 2 метра, водящий в центре куреня. У него шашка. У каждого ребёнка кольцо из полых резиновых трубок. По команде воспитателя «В курень попади!», дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.
«Не замай (не тронь меня)»
В игре принимают участие 10 - 15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих.
Игроки, убегая, кричат: «Не замай!»
Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.
«Ярочки»
На ровной площадке делают лунку.
Отойдя от лунки несколько шагов, чертят границу. Задача играющих – стоя на границе, попасть мячом в лунку. Можно закатить мяч в лунку. Побеждает тот, у кого больше всех попаданий в лунку.
«Баба Яга»
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё помело (веточка). Дети становятся по кругу и приговаривают:
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ноге, пытается "осалить" детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий заведет в круг.
«Путы»
Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.
И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
«Вяжа»
Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.
Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу" распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.
«Домовой за грубкой?»
Если игра проходила в помещении - кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.
Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»
"Домовой" бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.
«Чур, у дерева!»
Эта игра, традиционная в арсенале 5 - 7-летних казачат.
Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.
Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же — в середине между деревьями.
Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть "осалить" бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул:
«Чур у дерева!»
"Осаленный" менялся местом с водящим.
«Сбей шапку»
Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью "шашки". Выигрывает тот, кому это удаётся, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.
«Хваталки»
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.
Игра заканчивается либо по соглашению, либо - если набрано нужное количество очков.
«Тяни в круг»
Казаки становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног (в 100см от них) чертится круг. Внутри этого круга чертится второй круг меньшего диаметра (50-60см). Пространство между внутренним и наружным кругом считается запретной зоной.
По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку или по команде «тяни» каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако сам он может также в любой момент оказаться за этой чертой. Поэтому, спасаясь, игрок может перешагнуть через запрещённое пространство или перепрыгнуть через него, чтобы попасть в меньшей круг. Это "остров спасения".
Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки. Когда играющих станет меньше, и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и тогда игра продолжается. Здесь уже "острова безопасности" нет, и каждый заступивший за черту круга выбывает из игры.
«Пивнячие (петушиные) бои»
(единоборства в парах):
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь спинами;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо правым боком;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо левым боком;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь грудью, руки за спиной.
«Казачья»
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стоит стульчик – "боевой конь", верхом на "коне" - командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя "командир" соскакивает с "коня", кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берёт дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на "коня". Выигравший становится командиром.
«Конь до коня»
Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого "конь".
Ведущий:
Казак до казака,
Конь до коня.
Кто папаху уронит
Тот и вон пойдёт.
Ведущий бросает одному из играющих папаху. Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры. Побеждает последний игрок, оставшийся в кругу.
«Казак и воробей»
Из детей с помощью считалки выбирается "казак" и "воробей". Остальные дети образуют круг - "плетень". На середину круга кладут орехи, яблоки, груши, сливы и т. д. – это "огород". В стороне от круга чертят кружок – это "гнездо" "воробья".
Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая):
Воробей маленький,
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает,
В огороде ночует,
Ягоды ворует.
"воробей" забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое "гнездо".
"Казак" сторожит "воробья" за кругом и может ловить его только там, на пути "воробья" к "гнезду". Если "воробью" удается положить свою добычу из "огорода" в "гнездо", он снова играет. Если "казак" поймал "воробья", то "воробей" меняется ролью с одним из участников игры.
В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой "воробей"
принёс больше всех орехов в "гнездо".
«Брыль»
(соломенная шляпа с широкими полями)
Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен ещё один круг. По команде ведущего: "солнце", — все руками закрывают глаза, одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: "тень". Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел — выходит из игры.
«Накинь папаху»
Ребёнок садится на "коня" (стул, спинка стула впереди, в руке у него сабля. Ведущий подбрасывает папаху вверх. "Всадник" должен поймать саблей папаху. Тот игрок, который промахнется два раза – выходит из игры.
«Камешки»
Для игры нужно 5 небольших более или менее круглых камешков такой величины, чтобы все они уместились в ладони.
Дети, желающие играть, в порядке очерёдности легким броском рассыпают эти камушки, потом, выбрав один из них, подбрасывают его вверх и в то время, пока он летит вверх и спускается вниз, быстро берут одной рукой камешек и ловят в эту же руку тот, который опускается. Затем, отложив один камешек в сторону, снова бросают оставшийся в руке камушек вверх и берут со стола по одному камешку остальные. Затем камешки раскладывают по 2 штуки и, подбросив один вверх, и берут уже каждый раз по два камешка. После этого ребёнок раскладывает камешки так: три вместе и один в стороне. Снова бросает камешек вверх и, пока он летит, берет рукой один камешек, откладывает его, снова бросает находящийся на руке камешек и берёт уже три камешка. Наконец он кладет все 4 камешка вместе, бросает пятый вверх и в это время захватывает все 4 камешка. Если ребёнок роняет камешек или не успевает захватить лежащие на столе, игра передаётся следующему.
«Золотые ворота»
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
«Конники»
Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку "атамана" к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь её как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие "на коне", не замочив своих ног и "коня", достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели.
«Достань платок»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
"Игра в ловитка"
В других регионах, игра называется "пятнашки". Водящий пытается догнать кого-либо из убегающих партнёров и коснуться его рукой, после чего последний превращается в водящего.
Сохраняйте традиции ваших предков, чтобы ваши дети чтили и помнили народные обычаи.