Алена Ивановна Токарева
Картотека игр для вовлечения детей в процесс труда взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в ДОУ – это тот самый процесс, благодаря которому у детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.
Картотека игр по трудовому воспитанию предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Привлекая детей в помощь себе, взрослый выполняет двойную роль: с одной стороны, он сам осуществляет какие-либо трудовые действия, с другой- управлять деятельностью детей, показывает, разъясняет, оказывает помощь, не дозволяет переутомления. При этом педагог одновременно показывает свои умения, свое отношение к делу и поддерживает желание детей действовать уверенно.
Публикация «Картотека игр для вовлечения детей в процесс труда взрослых» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры, наглядные карточки, игровые ситуации (Расскажем зайке: 1. «Как правильно вести себя за столом»; 2. «Как складывать одежду»; 3. «Как нужно вытирать ручки» и т. д.); художественные произведения; беседы.
Игровая ситуация «Научим куклу мыть ручки»
Цель: закрепить знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: ребята усаживаются перед игровым уголком, в котором стоит рукомойник, шкаф с полотенцем. Воспитатель подводит куколку Таню с грязными ручками и лицом. Она «берет» юбку «грязными руками» и на юбке остаются пятна. Увидев это, кукла Таня начинает плакать. Воспитатель говорит: «Ой, куколка Таня взяла юбку грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, куколке необходимо помыть ручки и лицо.) Не плачь, Таня, мы сейчас вымоем тебе ручки и личико, а также постираем юбку"
Дидактическая игра «Правила гигиены»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки (мытье, наряживание, чистка зубов, причёсывание, купание, сформировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и узнавать при демонстрации.
Ход игры: Педагог предлагает детям при помощи мимики и жестов продемонстрировать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или педагог показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Упражнение «Мыльные варежки»
Цель: обучить детей хорошо намыливать ручки не только с внутренней стороны, но и с внешней до образования пузырей.
Оборудование: ванная комната, детское жидкое мыло, полотенце.
Ход игры: Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы нажмем на дозатор жидкого мыла и сделаем себе красивые "белые перчатки". Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".
Игровая ситуация «Сделаем куклам разные прически»
Цель: закреплять умения ухода за волосами, определить точные наименования используемых предметов, сформировать понятие «опрятный внешний вид
Оборудование: куклы, расчёски, заколки, невидимки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: наглядные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Ход игры: ребята внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цели: учить детей размещать картинки в построении развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.
Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой
Игровая ситуация «Таня простудилась»
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Оборудование: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
Дидактическая игра «Правила гигиены».
Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.
Упражнение «Выверни колготки»
Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.
Обучающая ситуация «Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Упражнение «Мы заправим наши майки»
Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.
Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».
Дидактическая игра «Подберем гардероб для куклы»
Цель: учить называть предметы одежды, различать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.
Ход игры. Воспитатель: «Смотрите, ребята, к нам в гости пришли гости- кукла Митя и кукла Катя, но они не могут одеться, они перепутали всю свою одежду и не могут найти свои вещи. Ребята, поможем им разобраться, где, чьи вещи?». Воспитатель спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» Дети выбирают одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Воспитатель делает акцент детей на последовательность одевания. Воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом.
Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»
Цель: Учить сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Ребята разглядывают её, называют предметы одежды. Воспитатель говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.
Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.
Игровая ситуация «Вымоем посуду»
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: кукла, посуда (тарелки, подносы, губка, два тазика.
Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос.
Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:
Мы с тобой трудиться будем, Порученье не забудем.
Не зевай, выполняй
И за мною повторяй!
Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.
Игра «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли».
Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.
Игровая ситуация «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу.
Просит помочь ее вымыть.
Трудовые поручения: Расставлять игрушки, книжки.
Раскладывать на столах материал к занятиям.
Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».
Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».
Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»
Задача: Обучать ребенка оказать помощь педагогу в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а также рабочее место; уметь пользоваться мылом.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее. Задает вопросы: помогали ли маме стирать, что нужно для стирки, с чего нужно начать стирку?
В этом возрасте очень важно привить интерес к труду. Ведь все трудовые навыки и индивидуальные личностные качества закладываются в детстве. Задача воспитателей и родителей- не пропустить этот момент, так как дошкольный возраст- не только благодатная пора, но и ответственная, ведь дети с огромной радостью открывают для себя замечательный мир.
Список литературы:
1. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре//- М. : Мозаика- Синтез, - 2014.
2. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева // -М. : Вентана-Граф, 2016.
3. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т. А. Шорыгина // - М. : Сфера, 2014.