Юлия Березкина
Картотека игр для развития слухового внимания
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Составила: Учитель-логопед ГБДОУ № 29 Приморского р-на г. С-Петербурга
УГАДАЙ, ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
Цель: Определение направления звука
Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. д.)
Публикация «Картотека игр для развития слухового внимания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
Ход игры: Дети сидят (стоят) группами в разных местах групповой комнаты. У каждой группы детей 1 звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление. Педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ.
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох листьев, разговор прохожих и т. д.).
Дети должны ответить полным предложением. ( Например: Я услышал гудок машины).
Эту игру хорошо проводить на прогулке.
ТИХО – ГРОМКО.
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: Бубен (тамбурин).
Ход игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения в кругу: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот выходит из круга. Игра проводится несколько раз. Побеждают самые внимательные – те, кто остался в кругу.
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.
Цель: Закрепление понятий о количестве.
Оборудование: Шапочка курочки из бумаги. Маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Ход игры: Игра проводится за столом. За стол садится курочка (взрослый или ребенок) и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.
Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Курочка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке 3 цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы (или музыкальные игрушки) : звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, дудка и т. д.
Ход игры: Педагог называет детям звучащий предмет и демонстрирует, как он звучит. Затем педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ
Цель: Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.
Ход игры: Один ребенок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до 4 -5, в каждой – разная крупа. Покупатель входит в магазин и просит продать ему крупу. Продавец предлагает ее найти. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами. Помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
НАЙДИ ИГРУШКУ
Цель: Развитие координации движений.
Оборудование: Небольшая мягкая игрушка или кукла.
Ход игры: Дети стоят или сидят на стульчиках полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок отходит в сторону и отворачивается. В это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если он отдаляется, хлопки становятся тише. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того, как будет найдена игрушка, водящим становится другой ребенок.
ЧАСОВОЙ
Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Повязки
Ход игры: Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны тихонько перебраться через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох – кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать того, кто шумел.
Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того, как будут пойманы 4 – 6 детей, выбирается новый часовой. И игра начинается сначала.
ГДЕ ЗВЕНИТ?
Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Колокольчик или погремушка.
Ход игры: Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
ГДЕ ПОСТУЧАЛИ?
Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Палочка. Стульчики, повязки.
Ход игры: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку. Ребенок стучит ею о стул и прячет за спину. Все дети кричат: «Пора!». Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на то место, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит – продолжает водить.
ВСТРЕЧАЙТЕ ГОСТЕЙ!
Цель: Развитие слухового внимания
Оборудование: Колпачок для Петрушки, шапочки с ушками для зайчика и мишки, различные звучащие игрушки (погремушка, дудочка, барабан и др.)
Ход игры: Педагог объявляет детям. Что к ним сейчас придут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выбирает 3 ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка надевает колпачок, зайка – шапочку с длинными ушами. Мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка – с дудочкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде, чем выйти к детям. Звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, зайка и мишка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
ВЕТЕР И ПТИЦЫ.
Цель: Развитие координации движений
Оборудование: Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда)
Ход игры: Педагог распределяет детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дут «ветер». Та группа детей. Которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая группа (птички) прячется в свои «гнезда». Но вот ветер стихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылететь из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг. Тот получает награду: например, мягкую игрушку или флажок. С игрушкой (или флажком) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным. Флажок передается новому победителю.
СКАЖИ, ЧТО ЗВУЧИТ
Цель: Развитие слухового внимания
Оборудование: Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК
Цель: Развитие координации и темпа движений.
Оборудование: Тамбурин или бубен.
Ход игры: Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая. Светит солнце и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Вам будет весело гулять под его звуки. Если начинается дождь, я буду стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю.
Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Цель: Развитие координации движений.
Оборудование: По два флажка каждому ребенку. Тамбурин или бубен.
Ход игры: Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Педагог громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
УЗНАЙ ПО ЗВУКУ.
Цель: Развитие фразовой речи.
Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и др.)
Ход игры: Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. То, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусочки картона, мяч и т. п. ; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, подметать, резать и т. п.
Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки.
КТО ЭТО?
Цель: Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц.
Ход игры: Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное или птица