Юлия Смольникова
Картотека игр для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по пяти образовательным областям
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по пяти образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие.
«Ожившие игрушки»
Цель: Развитие мышления, памяти, умение воспроизвести задуманное.
Педагог садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
Педагог. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-то затрудняется, взрослый предлагает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
"Я бросаю тебе мяч"
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход игры: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Моя любимая игрушка»
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.
Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
Речевое развитие
По теме одежда «Магазин одежды»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов одежды, упражнять в словоизменении.
Игровое действие: назвать предметы одежды во множественном числе (в форме именительного или родительного падежа-в зависимости поставленного вопроса.
Один- плащ на вешалке, много — плащей, на вешалке висят-плащи.
Игра «Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,. .
По теме одежда «Магазин одежды»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов одежды, упражнять в словоизменении.
Игровое действие: назвать уменьшительную форму слова.
Кофта-кофточка, платье-платьице.
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон.
Познавательное развитие
Игры с ящиком ощущений.
Цель: развивать тактильные ощущения, связную речь умение задавать вопросы; расширять кругозор детей о жизни животных и птиц.
Материал: шишки, ягоды, или другая пища для того или иного животного; материал для постройки гнезда (веточки, мох); кусочек меха («одежда» животного) или другие предметы.
Ход игры: ребенок на ощупь определяет лежащий в ящике предмет и рассказывает другим детям о его особенностях (этот предмет легкий, шершавый, теплый и т. п.). Дети отгадывают предмет по описанию, а затем называют связанное с ним животное.
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Цель. Закреплять знания о многообразии птиц называет птиц.
Педагог называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, стрекоза, голубь, снегирь и т. д.).
«Сравни и заполни»
Цель. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Игровой материал. Набор геометрических фигур.
Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Цель. Закрепление знаний птиц.
педагог называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха снегирь и т. д.).
"Заполни пустые клетки»
Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.
Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с игрой 7, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Художественно-эстетическое развитие
«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»
Цель: закрепить знания о жанрах рисования натюрморт, пейзаж, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т. д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, моря, камни, деревья, цветы, солнце, закат, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: педагог предлагает детям составить композицию из предложенных картинок.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
Физическое развитие
«Мыши и кот»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, быстро бегать
Ход игры: Дети- «мышки» сидят в «норках»- на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль стен комнаты,или сторонам площадки в одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку.
«Зайцы и волк»
Ход игры: развитие быстроты реакции, бега, движений.
Дети- зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет»- зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест:
Заики скачут скок скок
на зеленый на лужок.
Травку щиплют кушают.
осторожно слушают,
Не идет ли волк.
Дети выполняют действия о которых говорится в стихотворении. С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев.
Ребенок, исполняющий роль волка. Должен быть подальше от кустов, где прячутся дети.
"Найди свой домик»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Ход игры: Дети сидят вдоль стороны площадке или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.
"Волк, пастух и гуси"
Цель: игра для закрепления звука Г)
Следить, чтобы дети говорили громко и четко. Текст выучить заранее. Пастуха и волка выбирает воспитатель.
Ход игры:
Пастух. Гуси-гуси?
Гуси. Га-га-га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да.
Пастух. Ну, летите.
Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух. Ну, летите как хотите, только крылья берегите.
Гуси бегут, волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.
"Подарки"
Цель игры: Игра с разнообразными движениями. Закреплять произношение звуков, в сочетании с движением.
Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирают водящего, он становится в круг.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Дети останавливаются, а стоящий в кругу называет подарок. Если он называет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются; если самолет – подражают полету самолета. Когда водящий скажет «стоп», замедляют ход и плавно опускаются на корточки.
Изображая ту или иную игрушку, дети говорят слова:
Скачет конь наш, чок, чок, чок.
Слышен топот быстрых ног.
Вот как кружится волчок,
Прожужжал и на бок лег.
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Стоящий в кругу ребенок выбирает игрушку – одного из участника игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.