Светлана Середина
Картотека гимнастик по темам недели
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСЫ
ГИМНАСТИК
по темам недели
2 младшая группа
Темы недели : «Я и моя семья», «Мой дом»
Комплекс № 1
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба детей за воспитателем, бег за воспитателем, ходьба за воспитателем. Построение в круг.
2. Основная часть.
1. И. п. – стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
Поднять плечи – «Удивиться», вернуться в и. п. – 4 раза.
2. И. п. – то же. Руки вперед, ладони вверх, вернуться в и. п. – 4 раза.
3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Публикация «Картотека гимнастик по темам недели» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Поворот вправо – и. п., влево – и. п. Выполнить по 2 раза в каждую сторону.
4. И. п. – то же. Наклон, руки направлены вниз- вернуться в и. п., выполнить 4 раза.
5. Прыжки на двух ногах, 8 подпрыгиваний, чередуются с ходьбой на месте.
Бодрящая гимнастика.
«Мы зарядку делать будем»
Потягивание в кроватках, ходьба по дорожкам, построение в круг.
Мы зарядку делать будем,
Мы руками быстро крутим –
То назад, то вперед,
А потом наоборот.
Наклоняемся пониже
Ну-ка, руки к полу ближе!
Выпрямились, ноги шире
Тянем спину, три-четыре.
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
Пальчиковая гимнастика
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.
«Дом и ворота»
На полянке дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Дыхательная гимнастика.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Подуем на живот –
Как труба станет рот –
А теперь на облака
И остановимся пока.
Зрительная гимнастика.
А сейчас, а сейчас,
Всем гимнастика для глаз.
Крепко глазки закрываем,
Широко их раскрываем,
Снова крепко закрываем,
Широко их раскрываем.
И покажем всем подряд,
Как умеем мы моргать.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения
1. Учить детей самостоятельно закрывать кран, соблюдать последовательность при мытье рук.
2. Учить детей знать свой шкафчик, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
3. Учить детей благодарить за еду и услуги.
Темы недели : «Город среди гор и озер», «Этот разноцветный мир»
Комплекс № 2
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем – он паровозик. Построение в круг.
2. Основная часть. Упражнения с кубиками.
1. И. п. – ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу.
Вынести кубики вперед, стукнуть ими друг о друга, опустить вниз, вернуться в и. п. – 5 раз.
2. И. п. – ноги на ширине ступни, кубики за спиной. Присесть, положить кубики на пол, встать, руки убрать за спину. Присесть, взять кубики, выпрямиться, вернуться в и. п. – 4 раза.
3. И. п. – сидя, ноги скрестно, кубики в руках на коленях. Поворот вправо, положить кубик на пол за спиной, выпрямиться. То же в другую сторону. Поворот вправо, взять кубик. То же в другую сторону. (По 3 раза в каждую сторону).
4. И. п. – ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков, с небольшой паузой между прыжками.
5. Игровое задание «Быстро в домик!»
Дети находятся за чертой – это домик. Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку – ходьба врассыпную по всей площадке. На слова «Быстро в домик!» дети вместе с воспитателем бегут за черту (2 раза). Ходьба стайкой (гурьбой) за воспитателем на другую сторону площадки.
Бодрящая гимнастика.
«Забавная зарядка»
Дети стоят в кругу.
Вот по кругу мы идем - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Обычная ходьба по кругу)
На носочках мы идем - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Ходьба на носочках)
Ноги выше поднимаем - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Ходьба с высоко поднятыми коленями)
Веселей теперь шагаем. - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Ходьба обычная)
Если кубик на пути, - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Ходьба с перешагиванием)
Ты его перешагни - 1, 2, 3. 1, 2, 3.
Быстрым шагом мы пойдем, - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Ходьба быстрым шагом)
А теперь бегом, бегом. - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Обычный бег)
Остановитесь, встаньте в круг - 1, 2, 3. 1, 2, 3. (Построение в круг)
Так, чтоб ровным был наш круг - 1, 2, 3. 1, 2, 3.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был? Большой палец руки
С этим братцем в лес ходил, поочередно соединяется с
С этим братцем щи варил, остальными в соответствии
С этим братцем кашу ел, с текстом
С этим братцем песни пел.
2 – 3 раза со сменой рук.
Дыхательная гимнастика.
«Воздушный шар»
Этот шарик так хорош,
Лучше просто не найдешь!
Мы его надуем крепко,
Будь большой на радость деткам!
Зрительная гимнастика.
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза – 5 раз.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазами по кругу: вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения
1. Продолжать учить детей самостоятельно закрывать кран, соблюдать последовательность действий при мытье рук.
2. Продолжать учить детей знать свой шкафчик, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
3. Продолжать учить детей благодарить за еду и услуги, вытирать губы салфеткой после еды.
Темы недели : «Игрушки в гостях у ребят», «Осень золотая»
Комплекс № 3
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем. Построение в круг.
2. Основная часть. Упражнения с флажками.
1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, флажки в обеих руках внизу. 1 – поднять флажки вверх, помахать ими. 2 – вернуться в и. п. – 4 раза.
2. И. п. – стоя, ноги на ширине ступни, флажки в согнутых руках у плеч. 1 – присесть, вынести флажок вперед. 2 – вернуться в и. п. – 4р.
3. И. п. – сидя, ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч.
1- наклониться вперед, коснуться пола палочками флажков.
2 – выпрямиться, вернуться в и. п. – 4 раза.
4. И. п. – стоя на коленях, флажки в обеих руках внизу.
1,2,3,4,5,6 – поднять флажки вверх и помахать ими вправо и влево.
7 – вернуться в и. п. – 4 раза.
5. Игровое упражнение «Поймай листочек»
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает им поймать листочек. Прыжки на двух ногах.
Бодрящая гимнастика.
«Поднимайся детвора»
Чтоб скорей проснуться,
Надо потянуться,
Тянем ручки, тянем ушки.
Ручкой облачко достали
И немножко выше стали!
«Крепкие ручки» - и. п. – ноги слегка расставить, руки на поясе. Руки через стороны вверх, хлопок, руки на пояс. – 4 раза.
«Играют пальчики» - и. п. – ноги слегка расставить, руки в стороны. Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки в стороны, опустить. – 4р.
«Крепкие колени» - и. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать «крепкие», смотреть вперед – 4 раза.
«Короткие и длинные ноги» - и. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть «короткие ноги», встать – «длинные ноги» - 4р.
Пальчиковая гимнастика
«Тучи»
Вот столкнулись в небе тучи. (Кисти рук сжать в кулаки, локти
Заслонили солнца лучик развести в стороны. Направить кулаки друг к другу и слегка сталкивать – тучи сталкиваются в небе)
Бились тучи – бом – бом (Ударять кулаки друг о друга)
А по небу – гром- гром! (Громко хлопать в ладоши – гром)
Дыхательная гимнастика.
«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу, (Руки опущены, ноги слегка расставлены,
Лечу, куда хочу. вдох через нос)
Хочу в эту сторону свищу, (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть в другую (Повернуть голову направо, губы трубочкой и подуть)
Могу и вверх (Голову поднять вверх, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока я тучи разгоняю (Круговые движения руками)
Зрительная гимнастика.
Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показывать троекторию
И вторая прибежала – кап! движения капель и прослеживать ее взглядом)
Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх подняв руки вверх,
Капельки кап-кап запели. быстро перебирают пальцами)
Намочились лица (Показывают вниз и смотрят)
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите
Мокрыми стали.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения
1. Продолжать учить детей самостоятельно закрывать кран, соблюдать последовательность действий при мытье рук.
2. Продолжать учить детей знать свои расчески, узнавать их, не путать с расческами других детей.
3. Продолжать учить детей благодарить за еду и услуги, вытирать губы салфеткой после еды.
Темы недели : «Осенняя ярмарка», «Ягоды и грибы»
Комплекс № 4
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне за воспитателем, бег в колонне, ходьба с высоким подниманием колена. Построение в круг.
2. Основная часть.
1. И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовать кольцо, вернуться в и. п. – 4 раза.
2. И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Повороты вправо – влево по 2 раза.
3. И. п. – сидя, опора на кисти рук поставленных за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить, вернуться в и. п. – 4раза.
4. И. п. – лежа на спине. Переворот на живот, вернуться в и. п. То же в другую сторону. Выполнять 3-4 раза в каждую сторону.
5. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя.
Бодрящая гимнастика.
С добрым утром глазки! (Слегка дотрагиваются до глаз)
Вы проснулись? (Да)
С добрым утром, ушки! (Трогают руками ушки)
Вы проснулись? (Да)
С добрым утром, носик! (Дотрагиваются до носика)
Ты проснулся? (Да)
С добрым утром, ротик! (Трогают ротик)
Ты проснулся? (Да)
Глазки смотрят.
Ушки слушают.
Носик дышит. (Сделать глубокий вдох)
Ротик кушает (Ам, ам, ам)
Мы проснулись!
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик – по дорожке, (Поочередно загибают и
Этот пальчик – по тропинке, разгибают пальцы,
Этот пальчик – за грибами, начиная с большого)
Этот пальчик – за малиной,
Этот пальчик птиц увидел,
Их вспугнул, (Встряхивают кистями, сжимают
Но не обидел. и разжимают кулаки)
Птицы с шумом улетели,
С ним играть не захотели.
Дыхательная гимнастика.
«Ветер»
А ветер щеки толстые (Дети делают глубокий вдох,
Надул, надул, надул. надувают щеки и с силой
И на деревья пестрые выпускают воздух через
Подул, подул, подул. сомкнутые губы)
Красный, желтый, золотой, (Подняв руки вверх, качаются
Облетел весь лист цветной. из стороны в сторону,
Как обидно, как обидно, постепенно приседая
Листьев нет – лишь ветки видно. и опуская руки)
Зрительная гимнастика.
«По тропинке в лес пойдем»
По тропинке в лес пойдем, (Идут маршевым шагом)
Лужу мимо обойдем. (Имитируют обход лужи)
Перепрыгнем ручеек, (Прыгают)
И перешагнем через пенек. (Шагают высоко поднимая колени)
Посмотрели мы налево (Смотрят налево, не поворачивая головы)
И направо посмотрели, (Смотрят направо, не поворачивая головы)
Дунул ветер, и листочки (Поднимают руки вверх, прослеживают глазами движение)
Закружились, полетели. (Поочередно делают круговые движения согнутыми в локтях руками, прослеживая их движения глазами)
Мы летели, мы летели (Имитируют взмахи крыльев, затем соединяют руки над головой)
И на землю тихо сели. (Отпускают руки, прослеживают их движение глазами)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают глаза вверх)
И на травке посидели. (Приседают, закрывают глаза)
Темы недели : «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши»
Комплекс № 5
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне за воспитателем, бег в колонне по одному. По сигналу воспитателя (хлопок) поменять направление движения.
2. Основная часть.
1. И. п. – ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять через стороны вверх хлопнуть в ладоши, опустить руки, вернуться в и. п. – 4 раза.
2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной, наклониться вперед, хлопнуть руками по коленям, выпрямиться, вернуться в и. п. – 4 раза.
3. И. п. – ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Присесть, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в и. п. – 4 раза.
4. Игра «Пузырь». Дети и воспитатель берутся за руки, образуют круг, становятся близко друг к другу, и говорят:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Одновременно с произношением текста дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь». Дети опускают руки и хлопают в ладоши – пузырь лопнул. Игра повторяется.
Бодрящая гимнастика.
Потягивание в кроватках, ходьба по дорожкам, построение в круг.
«Гости»
Как у кошки в гостях (бег на носках)
Два цыпленка в лаптях, (ходьба с высоким подъемом колена)
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках, (ходьба на пятках)
Селезень в кафтане, (ходьба дробным шагом)
Утка в сарафане, (ходьба в перевалочку)
А коровка – в юбке, в теплом полушубке (шаг с притопом).
Пальчиковая гимнастика
«Пять телят»
На каждую строчку стихотворения, загибать пальцы, начиная с указательного.
Этот теленок пьет молоко,
Этот теленок ушел далеко,
Этот теленок травку жует,
Этот теленок копытцами бьет,
Этот теленок мычит: «Почему – у
Все разошлись? Скучно мне одному».
Дыхательная гимнастика.
«Кошка – царапка»
И. п. – стоя, руки на уровне груди сжаты в кулаки – вдох; выбросить руки вперед, пальцы разжать «царапаясь» - выдох –ш-ш-ш.
«Собачка»
Все собачки, как проснуться,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнут,
Ловко хвостиком вильнут,
На всех, кого не знают (вдох)
Они рычат и лают (выдох) – гав – гав.
Зрительная гимнастика.
«Кошка»
Вправо, влево смотрит кошка (смотрят глазами вправо – влево,
- Мяу, мяу, где ты крошка? вверх – вниз)
А мышонок ей в ответ:
- Там где был, меня уж нет!
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения
1. Продолжать учить детей самостоятельно закрывать кран, соблюдать последовательность действий при мытье рук.
2. Продолжать учить детей знать свой шкафчик, узнавать свои вещи и расчески, не путать с вещами и расческами других детей.
3. Продолжать учить детей благодарить за еду и услуги, вытирать губы салфеткой после еды.
Темы недели : «Птицы (домашние и дикие)», «Наши добрые дела»
Комплекс № 6
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя, ходьба на носках, пятках, изображая животных, бег в колонне по одному.
2. Основная часть.
1. И. п. – стоя ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Махи обеими руками вперед – назад 4 раза подряд, вернуться в и. п.
2. И. п. – стоя ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, обхватить колени руками, встать, вернуться в и. п. – 5 раз.
3. И. п. – сидя ноги врозь, руки за спиной. Наклон вперед, коснуться пальцами рук носков ног, выпрямиться, вернуться в и. п. – 4 раза.
4. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища с опорой о пол. Попеременно сгибание и разгибание ног – как жучки (серия движений на счет 1-4) – 3-4 раза.
Бодрящая гимнастика.
«Забавная зарядка»
Вот по кругу мы идем.
1,2,3; 1,2,3 - обычная ходьба по кругу
На носочках мы идем.
1,2,3; 1,2,3 - ходьба на носках
Ноги выше поднимаем – ходьба с высоко поднятыми
1,2,3; 1,2,3 коленями
Веселей теперь шагаем
1,2,3; 1,2,3 - ходьба обычная
Если кубик на пути
1,2,3; 1,2,3 - ходьба с перешагиванием
Ты его перешагни
1,2,3; 1,2,3
Быстрым шагом мы пойдем – ходьба быстрым шагом
1,2,3; 1,2,3
А теперь бегом, бегом – обычный бег
1,2,3; 1,2,3
Остановитесь, встаньте в круг – построение в круг
1,2,3; 1,2,3
Так, чтоб ровным был наш круг
1,2,3; 1,2,3
Пальчиковая гимнастика
«В гости к пальчику большому»
Все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому – оттопырить большой палец
Приходили прямо к дому:
Указательный – показать указательный палец
И средний - показать средний палец
Безымянный - показать безымянный палец
И последний, сам мизинчик – малышок
Постучался на порог - показать мизинец.
Затем, все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.
Пальцы все друзья – сложить обе руки в замок
Друг без друга им нельзя – имитация мытья рук
Дыхательная гимнастика.
«Вырасти большой»
И. п. – стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носочки – вдох; опустить руки, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х». Повторить 4-5 раз. Темп умеренный.
Зрительная гимнастика.
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза – 5 раз.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазами по кругу: вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения
1. Продолжать учить детей самостоятельно открывать и закрывать кран, соблюдать последовательность действий при мытье рук.
2. Продолжать учить детей соблюдать порядок складывания одежды в шкафчик, уметь выворачивать одежду с изнанки на лицо, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
3. Продолжать учить детей благодарить за еду и услуги, вытирать губы салфеткой после еды.
Закаливающие процедуры
1. Ходьба босиком по дорожкам.
2. Сон без маек.
3. Воздушные ванны.
4. Высокое умывание прохладной водой.
Темы недели : «Зимушка хрустальная», «Мы идем в магазин»
Комплекс № 7
Утренняя гимнастика
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне за воспитателем, бег в колонне. По сигналу воспитателя (хлопок, поменять направление движения.
2. Основная часть с кубиками.
1. И. п. – ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Поднять кубики через стороны вверх, ударить ими друг о друга, сказать «тук – тук», опустить руки, вернуться в и. п. – 5 раз.
2. И. п. – ноги на ширине плеч, кубики в обеих руках внизу. Наклониться, поставить кубики у носков ног, выпрямиться, убрать руки за спину; наклониться, взять кубики, вернуться в и. п. – 5 раз.
3. И. п. – лежа на спине, кубики в обеих руках за головой. Согнуть колени, коснуться колен кубиками, вернуться в и. п. – 4 раза.
4. И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны.
5. Ходьба в колонне по одному.
Бодрящая гимнастика.
«Ой, мороз, мороз, мороз»
Ой, мороз, мороз, мороз – указательным и средним пальцами обеих рук слегка пощипать себя
Щиплет щеки, - пощипать себя за щеки
Щиплет нос, - пощипать себя за нос
Щиплет ушки, - пощипать себя за уши
Щиплет губки, - пощипать себя за губы
Забирается под шубки – спрятать руки подмышкой
Чтоб согреться, посмотри – трут ладони друг о друга
Все как следует, потри:
Щеки, – потереть ладонями щеки
Носик, - потереть ладонями нос
Уши, - потереть ладонями уши
Губы - потереть ладонями губы
Пар пошел даже от шубы – разводят руками в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них.
Пальчиковая гимнастика
«Зима»
1,2,3,4,5, - загибать по одному пальцы
Мы во двор пошли гулять – идем по столу указательными и средними пальцами
Бабу снежную лепили, – «лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили – крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались – ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись – кладем ладошки на стол, то одной стороной, то другой
Все в снегу домой пришли – отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли – движения воображаемой ложкой, руки под щеку
Дыхательная гимнастика.
«Кружатся снежинки»
Руки в стороны, закружились вокруг себя - вдох
«Опустились на землю» - выдох. Ш – ш - ш
«Глотаем воздух» - вдох через нос, втягивая живот. Сделать глотательные движения медленный выдох. У-у-у-у
Зрительная гимнастика.
«Прогулка по зимнему лесу»
Мы пришли в зимний лес - ходьба
Сколько здесь вокруг чудес! – развести руки с стороны
Справа березка в шубке стоит, – отводят руку в правую сторону - смотрят
Слева ёлка на нас глядит. – отводят руку в левую сторону - смотрят
Снежинки в небе кружатся, - смотрят вверх, выполняют «фонарики»
На землю красиво ложатся – кружатся, приседают
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал - прыжки
Серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет – руки на поясе
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас – приседают, прячась
Пролетают снегири, как красивы, посмотри – имитируют полет птиц
В лесу красота и покой,
А нам уже пора домой. – разводят руки в стороны, садятся на свои места
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения
1. Продолжать учить детей самостоятельно открывать и закрывать кран, соблюдать последовательность действий при мытье рук.
2. Продолжать учить детей соблюдать порядок складывания одежды в шкафчик, уметь выворачивать одежду с изнанки на лицо, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
3. Продолжать учить детей благодарить за еду и услуги, вытирать губы салфеткой после еды.