Елизавета
Картотека занятий для старшей группы
«Звук».
Название: «Замени звук».
Возрастная группа : старшая
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Методические приемы: сюрпризный момент, объяснение, указание, поощрение.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Мотивация: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка, и он сегодня очень грустит. Оказывается, о не умеет играть в игру «Замени звук». Что же делать. Давайте мы свами его научим.
Ход:
Публикация «Картотека занятий для старшей группы» размещена в разделах
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
Название: «Ловушка»
Возрастная группа : старшая
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Методические приемы: объяснение, указание, пояснение.
Мотивация: Ребята, мне сегодня очень грустно, что же мне делать. А давайте с помощью игры «ловушка вы поднимете мне настроение.
Ход: Предлагаю вам «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».
Если вы в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия
Название: «Громко - шепотом».
Возрастная группа : старшая
Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Методические приемы: объяснение, указание, поощрение.
Мотивация: Ребята, к нам в гости прилетели осы, и они хотят с нами поиграть. Поиграем с нашими веселыми друзьями.
Ход: Итак, начнем нам нужно сначала произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем мы с вами будем эту фразу повторять громко — тихо — шепотом (вместе с взрослым и индивидуально).
— Следующее у нас будет, Су-су-су — кот прогнал осу, мы с вами будем его проговаривать сначала быстро, а потом медленно.
Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса, су-су-су (как прогнать осу, (я боюсь осу) и т. п.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения, как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
«Слово»
Название: «Скажи по другому».
Возрастная группа : старшая
Цель: научить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
Методические приемы: объяснение, указание, пояснение.
Мотивация: Ребята, наш гость Буратино, немножко загрустил, давайте его развеселим и поиграем с ним в игру.
Ход: Давайте начнем. Слушайте «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный—это слова, близкие по значению, слова-друзья» :
— Послушайте, какие я назову предложения.
— Дождь идет (льет).
— Мальчик идет (шагает).
Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет—как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
чистый воздух (свежий воздух); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда);
самолет сел (приземлился), солнце село (зашло);
река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом: очень большой — громадный, огромный;
очень маленький — малюсенький и т. д.
Название: «Нарисуем картину словами».
Возрастная группа : старшая
Цель: Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Методические приемы: объяснение, указание, пояснение.
Мотивация: Ребята, мы же с вами все умеем рисовать. Тогда давайте мы с вами поиграем в игру «Нарисуем картину словами».
Ход: Итак, начнё м: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме (весне, лете, осени, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Под голубыми небесами Пришла, рассыпалась клоками,
Великолепными коврами, Повисла на суках дубов;
Блестя на солнце, снег лежит. Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов., Ребята, а теперь расскажите, какая у вас получилась картина. Молодцы.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Название: «Как лисята поделили игрушки».
Возрастная группа : старшая
Цель: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
Методические приемы: объяснение, указание, поощрение.
Мотивация: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Как лисята поделили игрушки».
Ход: Присаживайтесь на стульчики. "Повстречались лисята однажды в лесу с добрым волшебником. Возвращался он вечером из гостей домой, было темно, и волшебник заблудился в незнакомом месте. Тут-то и встретили его лисята, помогли выбраться из чащи на дорогу и проводили к дому. Волшебник захотел поблагодарить братцев, дотронулся своей палочкой до пня, и превратился пень в большой мешок, наполненный игрушками; Лисята были дружные, всегда вместе играли, но все-таки любили они разные игрушки, и потому подаренные волшебником они решили разделить. Как вы думаете, как братья разделили игрушки?"
Дети отвечают, что игрушки с коротким названием достались Кышу, а с длинным - Рыжехвостику. Инициатива в подборе игрушек полностью принадлежит детям. Чтобы облегчить им подбор, воспитатель может заранее разложить на "видных местах игрушки с длинными и короткими на званиями. Это не снизит у детей умственную нагрузку, так как среди названий увиденных предметов ребенок должен мысленно отобрать необходимое. Торопить детей с ответом не следует. Длительность звучания слов определяется только на слух.
По типу этой игры может быть проведена и другая. Разница будет только в том, что, скажем, лисята повстречали в лесу девочку Машу с лукошком и помогли ей со брать грибы, ягоды, цветы с длинными и короткими названиями.
«Слог»
Название: «Закончи слово».
Возрастная группа : старшая
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Методические приемы: объяснение, указание, пояснение.
Мотивация: Ребята, наш мяч загрустил. Давайте, мы его развеселим и поиграем с ним в игру «Закончи слово».
Ход:
Давайте встанем в круг.
«Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за и т. д) .
Название: «Найди ударный слог в слове»
Возрастная группа : старшая
Цель: научить детей определять на слух ударные слоги в словах.
Методические приемы: объяснение, указание.
Мотивация: Ребята, к нам в гости пришли смурфики, и они очень сильно грустят. Давайте развеселим наших друзей, гостей.
Ход: Итак, давайте мы с ними поиграем в игру «Найди ударный слог в слове». Ребята, я буду произносить слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а вы должны услышать и повторить его. Например, паук - ударный слог -ук; ёжик - ё-; зайчик - зай-; телефон -фон; осень - о-; малина -ли- и т. д.
Название: «Распутай слова».
Возрастная группа : старшая
Цель: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Методические приемы: объяснение, указание.
Мотивация: Ребята, у меня не получается одной поиграть в игру «Распутай слова», вы поможете мне.
Ход: Перед вами картинки, в которых переставлены слоги, вы должены найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.
«Предложение».
Название: «Закончи четверостишие».
Возрастная группа : старшая
Цель: Формировать представление детей о связи слов в предложении.
Методические приемы: Объяснение, указание.
Мотивация: Ребята, мы с вами что-то мыло сегодня играли. Давайте, мы сейчас поиграем в игру «Закончи четворостишие».
Ход: Сейчас я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостаёт слова. Ваша задача до сказать слово. Слушайте внимательно и не ошибайтесь.
- Ребята, стихотворение называется вкусный пирог.
Я хотел устроить бал
И гостей к себе … .
Я взял муку и взял творог
Испёк рассыпчатый … .
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту … .
Когда же гости подошли,
То даже крошек не … .
Молодцы ребята вы отлично справились.
Название: «Какое слово по порядку».
Возрастная группа : старшая
Цель: Формирование умения анализировать предложение.
Методические приемы: объяснение, указание.
Мотивация: Ребята, к нам в гости пришли фиксики. Они грустят, чтобы их развеселить я предлагаю нам с ними поиграть в игру «Какое слово по порядку»,
Ход: Ребята, давайте посмотрим вот на эту картинку и составим предложение из трё х слов: «Лена стирает платок». Дети подсчитывают количество слов в предложении. Каждому из детей даётся слово, например : у Лены – слово «Лена», у Саши – слово «стирает», у Толи – слово «платок». «Лена, какое твоё слово по порядку?» - «Первое». – «Встань первая. Саша, какое твоё слово по порядку? – «Второе». – «Встань вторым. Толя, какое твоё слово по порядку?» - «Третье». – «Встань третьим».
Затем дети называют каждый своё слово и повторяют предложение целиком.
Название: «Какая полоска нужна».
Возрастная группа : старшая
Цель: Учить детей дифференцировать понятия «слово» и «предложение».
Методические приемы: объяснение, указание.
Мотивация: Ребята, к нам пришло. Нам нужно срочно, записать игру на видео и отправить его на конкурс. Для этого мы с вами поиграем в игру «Какая полоска нужна».
Ход: Возьмите полоски, одна у вас длинная, а другая короткая. «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если я назову предложение - длинную полоску.
Карандаш. Медведь рычит.
Барабан. Дети играют.
Стол. Рыбки плавают.
Волчек вертится. Книга интересная и т. д
Тот, кто ни разу не ошибся, считается победившим.