Грачева Дарья Юрьевна
Картотека дидактических игр в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?
(звуковая культура речи)
Задачи: формировать умение детей правильно произносить звуки
Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5,
Дети изображают знакомых им птиц или животных.
Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-туктук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «Иго-го», «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.
Публикация «Картотека дидактических игр в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» — дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», — воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п.
Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается. Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.
МЫШИ
(грамматический строй речи)
Задачи: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей, а будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут — вот напасть!
Доберемся мы до вас.
Берегитесь вы, плутовки!
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
ГУСИ-ГУСИ
задачи. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.
Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся водном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне.
Слова хозяйки гусей: Ответы гусей:
Гуси! Гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Ну, летите! Нам нельзя!
Почему? Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите как хотите,
Только крылья сберегите!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.
ЗЕРКАЛО
(грамматический строй речи)
Задачи: -развивать речевую и двигательную активность детей
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети
повторяют их.
КОРШУН
(грамматический строй речи)
Задачи: формировать умение детей быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять детей в диалогической речи
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном»,— говорит воспитатель.
— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.
— Ямочку копаю, — отвечает коршун.
— Что в ней ищешь?
— Камешек.
— Зачем тебе камешек?
— Чтобы носик точить.
— Зачем тебе носик точить?
— Чтобы твоих детушек клевать.
«Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут
цыплятами, — продолжает воспитатель. — Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун».
Старайтесь не попадаться в лапы коршуну». Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.
КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА
(грамматический строй речи)
Задачи: формировать умение детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Загадки
Дел у меня немало — Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня. Вы все меня. Я.
(Зима) (Лето)
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаюсь сосен
Зовут меня. И елочек. Я-
(Весна) (Осень)
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
(связная речь)
Задачи: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить,
воспитатель помогает ему вопросами.