Ульрих Анна Александровна
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр : "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Игра «Запомни - положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать
последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или
4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый
Публикация «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом.
После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен
разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Игра «Магазин ковров»
Игра на развитие пространственной ориентировки.
Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными
геометрическими узорами.
Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по
описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середке которого расположен
квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника. слева 2 трапеции, справа 2
прямоугольника».
После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог
предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.
Игра «Рисуем по памяти узоры»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты
посмотреть на этот узор.
После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по
памяти.
Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также
мелкая моторика рук.
Игра «Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображённые на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и
небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть на картинки, а затем
по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как
отдельные признаки предметов, на которые ребёнок обращал внимание,
позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра «Пексессо»
Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по
две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные -
кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры,
буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы.
Малоподвижная игра «Фотоаппараты»
Цель: развитие навыков зрительной памяти.
Игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид
которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то
изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребёнку).
После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.
Дидактическая игра «Снежный ком»
Цель: развитие навыков аудиальной памяти. Первый играющий называет
любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое ни будь свое.
Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к
ним своё слово и так далее. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Подвижная игра «Кукловод»
Цель: развитие двигательной памяти.
Взрослый - «кукловод» завязывает глаза ребёнку и «водит» его, как куклу,
по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании:
4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот
налево, 5-6 шагов вперед и так далее.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти
исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои
движения.
Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность
маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений:
наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный
оборот через левое плечо и так далее.
Дидактическая игра «Сделай, как я»
Цель: развитие навыков зрительной памяти.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек.
Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную примерно
композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти.
Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении количество спичек
постепенно увеличивается до 12-15.
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания.
Детям показывают набор парных картинок, перемешивают и
раскладывают вниз рисунком, образовывая прямоугольник.
Играющие по очереди открывают и переворачивают по две разные
карточки, называя, что на них изображено.
Если рисунки разные, то карточки возвращают на место. Если
встречаются парные карточки с изображением одного и того же предмета,
играющий забирает их себе.
Задача детей : вспомнить, где лежат парные картинки, постараться найти и
открыть их. Побеждает тот, кто наберет больше парных карточек.
Дидактическая игра «Оживление».
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания.
Ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при
помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем
воображении предмета, и тот оживает, затем «волшебник» рассказывает всем,
что он видит; после роли меняются. Можно предложить детям представить себе
какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросить их
«оживить» картинку, то есть чтобы животное начало двигаться, жить своей
жизнью в воображении. Дети рассказывают друг другу про своих зверей. Затем
подводятся итоги, чей рассказ оказался самым интересным.
Дидактическая игра «Цепочка слов».
Цель: развитие навыков зрительной памяти.
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных
предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка,
автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: «Я сейчас лишь
назову тебе несколько слов.
Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе
запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово.
После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее
он должен воспроизвести предъявленные слова.
Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их
помощью припоминает те слова, которые ему были названы. Примерный набор
слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и
так далее.
Дидактическая игра «Запоминание слов»
Цель: развитие навыков аудиальной памяти.
Попросить детей запомнить несколько логически не связанных слов.
Начать с 10 слов, на пример: дерево стол река корзина расческа мыло ребенка
ежик резинка книга солнце.
Эти слова надо связать в рассказ: «Представьте зеленое красивое дерево.
Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка,
получается стол.
Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает
вниз, превращаясь в целую реку. Посередине реки образуется воронка, которая
превращается в корзину. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите,
отламываете один край - получается расчёска. Вы берете ее и начинаете
расчесывать свои волосы, а затем мыть их мылом. Мыло стекает, и остаются
волосы, торчащие ёжиком.
Вам очень неудобно, и вы берете резинку и стягиваете ею волосы. Резинка
не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой
линии и превращается в книгу.
Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит «солнце».
Сначала дети пытаются представить рассказ, составленный взрослым, затем
практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь
им друг с другом.
На заключительном этапе - взрослый диктует слова, а они,
самостоятельно воображая, запоминают их.