Инна Кирилович
Картотека дидактических игр по экологии для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека (средняя группа) на тему:
Дидактические игры по экологии
В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра «Кто где живет».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных. Материалы: Картинки с изображением крота, лисы, волка, зайца, белки, кошки, собаки и. т. д. Воспитатель начинает описание какого – либо животного, а дети должны догадаться о ком идет речь (после того как дети догадаются воспитатель показывает картинку). Например, у него черная блестящая шерстка, он плохо видит, потому что живет под землей. За него мышь хотела выдать замуж Дюймовочку.
Игра «Живая и неживая природа».
Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Или игра проводится с мячом по аналогии с известной игрой «съедобное – несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает по очереди детям мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если – неживой бросает.
Игра «Угадай что в мешочке?».
У воспитателя «чудесный» мешочек в нем лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича, семена деревьев. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «не природе»
Игра «Улетает — не улетает».
(Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)
Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время
Игра «Узнай птицу по описанию».
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.
Игра «Чего не хватает?»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Игра «Такой листок лети ко мне».
Цель: Учить детей различать листья разных деревьев. Сформировать у детей представления о разнообразии формы листьев. Материалы: Большие картинки с изображением листьев (для воспитателя) и маленькие картинки с изображением листочков у детей. Воспитатель раздает картинки с маленькими листочками, дети разбегаются по площадке (или групповой комнате) по сигналу воспитателя такой листок лети ко мне (воспитатель показывает на своей карточке листок) а дети у кого такой же листочек должны прибежать к воспитателю.
Игра «С какой ветки детки?».
Цель: Учить детей различать с какого дерева плоды или семена. Сформировать у детей представления какие плоды дают деревья. Материалы: Картинки с разными фруктами и семенами деревьев. Воспитатель показывает например яблоко и спрашивает Таня с какой ветки детки? И. т. д.
Игра «Бывает – не бывает». Дети становятся в круг, воспитатель – посередине. Воспитатель называет время года например «Осень», затем называет явления природы, например, иней, - бросает мяч, а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, гроза, молния, радуга и. т. д.
Игра "Р Ы Б Ы, П Т И Ц Ы, З В Е Р И"
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о животном мире.
Описание- Дети становятся в круг. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: "зверь". Поймавший мяч должен быстро назвать какого-нибудь зверя и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет "рыба" или "птица", то поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
Игра "ПУТАНИЦА"
Цель: формировать у детей понятие о закономерностях
в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к
путанице в природе.
Описание-
1 вариант - наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант - словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т. д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.
Игра "Н А Ч Т О Э Т О П О Х О Ж Е?"
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей.
Описание-Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше всего использовать кору деревьев, которая хорошо отслаивается и имеет слои причудливой формы). Воспитатель задает вопрос: на что это похоже? Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные из них зарисовать.
Игра "Звери, птицы, рыбы. "
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы-мяч. Описание-дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя.
Игра "Угадай, что где растет. "
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Описание: дети сидят за столом. Воспитатель или ребенок показывает кому-нибудь из детей карточку, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Игра "Сложи животное. "
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках. Описание: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Игра "Что из чего сделано? "
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Игра "Угадай–ка" Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. Описание: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.