Анастасия Дёмина
Картотека дидактических игр по экологии для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР ДС №58 "Жемчужинка"
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
Составил:
Воспитатель 1 кв. категории
Щербакова А. В
г. Озерск, Челябинская область, октябрь 2020 г.
Сентябрь
«Такой листок лети ко мне»
«Угадай растение по описанию»,
«Да или нет»,
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты,
«Найди по названию, по запаху» (овощи,
«Узнай на вкус» (овощи, фрукты)
Октябрь
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
«Где спрятались матрешки?»,
«Найди, о чем расскажу»,
«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты,
«Узнай по запаху» (фрукты, овощи)
«Где спряталась рыбка?»,
«Угадай, что съел»,
«Найди пару» (растения)
Ноябрь
«Найди такой же»,
«Найди листок, какой покажу»,
«Найди листок, как на дереве»
Словесные игры. «Зайчик в беде», «Помоги белке»
Игровые упражнения.
«Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования)
Декабрь
«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования,
«Когда это бывает?»,
«Кто, где живёт?»
«Кто, как передвигается»,
«Дикие и домашние».
СЕНБЯБРЬ
«Такой листок-лети ко мне»
Дидактическая задача :
упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза, воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила.
Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».
Игровые действия.
Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).
Ход игры.
Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:
- Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, ребята, какие листья у клёна. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.
Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.
- А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия.
- Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне! — вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.
Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»
Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.
Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.
«Угадай растение (дерево) по описание»
Дидактическая задача :
найти предмет по описанию.
Игровое действие
угадывание растений по описанию.
Правило.
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве, о котором говорят, что-либо спрятать.
Игровое упражнение «Да или нет».
Цель: закрепить знания детей о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.
Материал: игрушечный котёнок.
Описание. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» и «нет» на такие вопросы:
- Есть у котёнка нос?
- Есть у котёнка уши?
- Есть у котёнка рога? и т. Д
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача : закреплять знания об овощах и фруктах, умение их группировать
Игровая задача: узнавать овощи и фрукты на ощупь и называть их.
Игровое действие: ощупывание овощей и фруктов; загадывание загадок о овощах и фруктах.
Игровое правило: отгадать овощ или фрукт на ощупь, назвать, и только после достать из мешка.
Материал: кукла Маша, мешочек, муляжи овощей и фруктов: картошка, огурец, помидор, морковка, яблоко, апельсин, груша, банан, 2 корзинки для овощей и фруктов.
Ход игры:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто это к нам в гости пришел? (Маша)
Воспитатель. Правильно, ребята.
Воспитатель. Ребята, Маша принесла нам с вами мешочек, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать, и тогда мы узнаем, что там (воспитатель загадывает загадки, после того как дети отгадают достает овощ или фрукт, спрашивает овощ это или фрукт и кладет на стол.)
1. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная…
(Картошка)
2. Растут на грядке
Зелёные ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их (Огурцы)
3. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки (Помидор)
4. Хвост над грядкой держит ловко
Называется… (Морковка)
5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки (Яблоко)
6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый. (Апельсин)
7. Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала.
(Груша)
8. Нас любят взрослые и дети.
Ведь мы вкуснее всех на свете.
Нас любят даже обезьяны.
А называют нас….
(Бананы)
Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки, хотите поиграть в игру «Чудесный мешочек»?
Все овощи и фрукты я уберу в мешочек, мы будем угадывать овощи и фрукты на ощупь. Кого я позову опустит руку в мешочек, ощупает овощ или фрукт, назовет его и только после достанет его из мешочка и уберет в корзинку. У нас на столе две корзинки, одна для овощей, другая для фруктов.
«Найди по названию, по запаху»
Первый вариант.
Дидактическая задача : найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей : «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т. п.
Второй вариант.
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Третий вариант.
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача — закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.
Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.
«Узнай на вкус»
Дидактическая задача :
- упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов;
- активизировать речь детей;
-развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза, определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.
Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.
Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.
ОКТЯБРЬ
«Где спрятались матрешки»
Цель: развивать умение находить предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Ход игры.
Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений на площадке. Затем дети открывают глаза.
«Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.
— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку, описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность). Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
«Найди, о чем расскажу»
Вариант №1
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».
Вариант №2
Дидактическая задача : описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.
Ход игры. Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты»
Цель: закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
Материал: две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
Описание. Ведущий раздаёт детям большие карты. На одной карте в середине изображён фрукт, на другой - овощ. Затем поочерёдно достаёт маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленьким картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо её освоят, эту роль можно предлагать и ребёнку. При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.
Игровое упражнение «Где спряталась рыбка».
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
Описание. Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игра «Узнай по запаху»
Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств - НОС.
Оборудование: пять коробочек (закрытых, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон. В коробочках сделаны отверстия, через которые нужно нюхать то, что внутри. Карточки с изображением лука, яблока, лимона, чеснока, огурца.
Ход игры. Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
«Угадай, что съел»
Дидактическая задача : узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.
Игровое действие: угадывание на вкус овощей и фруктов.
Правила: нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».
Угадай что в руке»
Цель: развивать способность узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры.
Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.
НОЯБРЬ
«Найди такой же»
Цель: развивать умение находить предметы по сходству.
Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Материал На двух столах ставят 3—4 одинаковых частей растений или других предметов в определенной последовательности, например лист, цветочка, камень.
Ход игры.
Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят предметы, и закрыть глаза. В это время он меняет местами предметы на одном столе. А затем просит детей переставить предметы так, как они стоя ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
«Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег
детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках
такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист
и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, от-
мечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому
по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает,
например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие
листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья
клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
«Найди листок, как на дереве»
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Правило. Искать на земле нужно только такие же листья, как на дереве,
указанном педагогом.
Ход игры. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу
детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья
на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит:
«Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети
начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание,
собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та
команда, которая соберется возле дерева первой.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост?»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать
и называть животных.
Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов
различных животных.
Описание. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Словесные игры
«Зайчик в беде»
Цель: закрепить представления о диких животных, обогащать словарный запас, воспитывать
положительное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Материал: игрушечный зайчик
Ход игры.
Сначала воспитатель проводит беседу о зайчике, демонстрируя игрушку:
Кто это?
Какие части тела у него есть?
Какого цвета у Зайки шерсть осенью, зимой?
Чем питается?
Кто детеныши у Зайки?
- Тише, дети, зайка хочет мне что-то сказать. Ах, вот оно что! Зайка рассказал мне, что он в беде.
Послушайте…
В одном лесу жил Зайчик – побегайчик. Зимой он сменил свою серую шубку на белую. В осеннем и
зимнем лесу, найти пищу очень трудно. Пока найдешь, ой как устанешь! А тут еще и враги – лисы да
волки – подстерегают Зайчишку. Так и ждут, когда Зайчик побежит, да на земле следы оставит. По ним они быстро Зайчишку найдут. Вот однажды бегал Зайчик по лесу. Погрыз немного коры на веточках. И столкнулся нос к носу с волком. Какая тут погоня началась. Только Зайчик убежит от волка, а он его по следам находит. И приходится бедному Зайчику снова убегать!
Бегал Зайчик, бегал – устал! Нет у него больше сил от волка удирать. Спрятался он под елочкой. А волк из леса вот-вот покажется и по Зайкиным следам прямо к нему придет.
Кто же Зайчику поможет? Кто следы его запутает – перепутает?
- Давайте поможем Зайчишке? Не дадим его волку в обиду! Нарисуем на земле много других следов, и
тогда волк не сможет отличить настоящие следы от наших нарисованных.
Дети «запутывают следы».
«Помоги белочке»
Цель: закреплять представления детей о диких животных
Материал: корзина, грибы. ягоды (модели, шишки и другие предметы
Ход игры
Воспитатель говорит: «Послушайте интересную историю про белочку:
-Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Делает запасы на зиму. А почему она их делает? Давайте ей поможем.» Воспитатель берёт корзинку и предлагает детям собрать туда припасы. Дети выбираю предметы. Воспитатель обсуждает с детьми выбор каждого ребёнка.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост?»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать
и называть животных.
Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов
различных животных.
Описание. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
ДЕКАБРЬ
«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования)
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
Ход игры. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Игры с предметами. Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т. п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игры словесные. Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.
«Кто где живёт»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки животных.
Ход игры. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей сред обитания животного (вода, воздух, земля). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«Кто как передвигается»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Ход игры: Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей органа движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«Дикие и домашние животные»
Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.
Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.
Список литературы.
1 Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» : Книга для воспитателя детского сада -Москва. : «Просвещение», 1991 г. -207 с.
2 Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада-2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с.
3 О. А. Воронкевич «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ!»