Виктория Кладко
Картотека дидактических игр по возрастам (средняя, старшая, подготовительная)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по возрастам (средняя, старшая, подготовительная
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. В картотеке представлены все группы дидактических игр для каждого возраста.
Публикация «Картотека дидактических игр по возрастам (средняя, старшая, подготовительная)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Дидактические игры
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится. Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др., учатся достойно принимать поражение и победу в играх. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.
Чрезвычайно важным и неоднозначным является вопрос о классификации дидактических игр.
По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Картотека дидактических игр
Средняя группа.
«Парные картинки»(Настольно-печатная)
Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, обогащение словаря.
Ход: Поиск нужных карточек и составление из них пары. Воспитатель предлагает детям поиграть в «Парные картинки». Показывает игровой материал, объясняет правила, и в качестве примера собирает первую парную картинку.
«Угадай, кто позвал?" (Словесная)
Цель: Развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.
Ход: По считалке выбирают водящего, который становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети по желанию зовут его, и водящий по голосу узнаёт кто его позвал.
«Чудесный мешочек» (С предметами)
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход: Дети по очереди подходят к воспитателю и опускают руку в мешочек, затем ребенок не доставая предмет из мешочка, называет его.
Старшая группа
«Что лишнее?» (Настольно-печатная)
Цель: Развивать наблюдательность, логику.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями. Ребёнок рассматривает картинки с изображением предметов и называет лишний предмет. Затем, дети должны объяснить свой выбор.
«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» (Словесная)
Цель: Учить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; учить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.
Ход: Водящий задаёт вопросы, остальные дети не пребегая к словам изображают какое-либо действие, а водящий отгадывает его.
«Похож – не похож» (С предметами)
Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление.
Ход: Воспитатель заранее подготавливает различные предметы, и незаметно размещает их в комнате. Ребёнок находит в группе два схожих на его взгляд предмета и объясняет их сходство.
Подготовительная группа
«Паззлы» (Настольно-печатная)
Цель: Воспитывать умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет.
Ход: Ребёнок из перемешанных кусочков собирает целое изображение
«Подбери слово» (Словесная)
Цель: Развивать мышление, логику.
Ход:Воспитатель называет заранее намеченные слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.
«Съедобное – несъедобное»(С предметами)
Цель: Развивать внимание, умение разделять предметы на две категории.
Ход: Водящий называет предметы, а остальные дети разделяют их на две категории – съедобное и несъедобное.
Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры это незаменимое средство воспитания и обучения детей.