Мельникова Наталья
Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Звуковые дорожки» (закрепление правильного произношения звуков)
Цель: уточнить артикуляцию и закрепить произношение гласных и согласных звуков.
Подготовительная работа: подготовить карточки со звуковыми дорожками, лесенками (например, обезьяна – дорожка – банан).
Краткое описание:
Публикация «Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке, не выходя за е края. Сначала «в пути» ребнку, возможно, придтся сделать несколько остановок, для того, чтобы передохнуть, но затем он научится тянуть звук на одном дыхании. Возможные варианты: 1. Покажи обезьянке дорогу к бананам. По пути тяни звук «А» - так громко кричат обезьяны. Для этого широко открой рот. 2. «Ф» - фыркает недовольный жик, он никак не может найти яблоко. Проведи ежа к яблоку. А по пути пой вместе с ним песенку: «Ф». Для этого приподними верхнюю губу, а нижнюю губу приблизь к верхним зубам. (Воздушная струя выходит через рот.) и др.
Игра «Похожие звуки» (развитие речевого слуха)
Цель: развивать чувство ритма и речевой слух ребнка, учить детей отличать похожие звуки друг от друга.
Подготовительная работа: подобрать необходимые картинки.
Краткое описание:
Покажите ребнку пару картинок : ежа и водопроводный кран. Скажите: «Ё жик фыркает: «Ф», а водичка бежит из крана со звуком «С». Затем попросите ребнка слушать вас внимательно и на слух определить, чья «песенка» сейчас прозвучит: ежа или водички. Через паузу не спеша произнесите эти звуки в любом порядке, например: «С», «Ф», «Ф», «С», «Ф». Пусть ребнок после каждого из услышанных звуков – «С» или «Ф» - показывает соответствующие картинки : водопроводный кран или ежа.
Также поступите и с другими парами картинок. Сравните звуковые символы : кран («С») и комар («З»); кран («С») и кузнечик («Ц»); кран («С») и змея («Ш»); жук («Ж») и змея («Ш»); жук («Ж») и комар («З»); поезд («Ч») и сковорода («Щ»); самолт («Л») и тигр («Р»).
Игра «Дует ветер» (развитие силы голоса)
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание: Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у.» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру. Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.