Мякина Наталья
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста
Игры на тактильные ощущения
МЯГКАЯ-ЖЕСТКАЯ (игры с куклами)
ЦЕЛЬ: развивать тактильную чувствительность в процессе действия с куклой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные, обозначающие качество игрушки: мягкая-жесткая.
ОСНАЩЕНИЕ: куклы мягкие и жесткие, витамин, красивый платок.
Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
ХОД: к детям в гости приходят куклы. Представить мягкую куклу, прочитать рифмовку:
Посмотрите, вот это-Маша.
Маша ела мало каши.
Ручки болтаются,
Ножки болтаются.
Маша какая?
-Мяг-ка-я!
Предложить детям ощупать части тела куклы, когда дети производят обследование, приговаривать: ручки мягкие, ножки мягкие.
Предложить дать кукле витаминки, чтобы у нее прибавилось много силы.
Берется другая кукла, читается рифмовка:
Ну, а это кукла –Даша.
Ела Даша много каши.
Ручки твердые.
Ножки твердые.
В кукле сила появилась.
Дети ощупывают части тела куклы, воспитатель приговаривает: ручки твердые, ножки твердые.
УСЛОЖНЕНИЕ: куклы прячутся под платок, дети ощупывают куклу и определяют, какая кукла спряталась, кукла с мягкими или твердыми частями тела.
ПОДАРКИ ДЛЯ МИШКИ (игры с природным материалом)
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения; умения выбирать предметы одной фактуры на ощупь (шишки, желуди); активизировать словарь шишка, желудь, шершавая, гладкая. ; употреблять существительные во множественном числе: шишки, желуди.
ОСНАЩЕНИЕ: корзинка с шишками и желудями, миски, игрушки медвежонка и свинки.
ХОД: появляется медведь с корзинкой, читается рифмовка
-Дома я один сидел.
Ох, устал от скуки!
Надоело мне скучать,
Надо свинку мне позвать.
Будем шишки разбирать
С желудями играть.
Спросит, что у медведя в корзинке. Сказать, что у него все вперемешку, свинка любит желуди, а шишки не любит. Появляется свинка, очень огорчается. Воспитатель спрашивает, что же делать? После предлагает детям разобрать шишки и желуди и разложить их по мискам. Дети разбирают шишки и желуди, воспитатель называет качество предмета на ощупь: шишка-шершавая, желудь-гладкий. После свинку угощают желудями, и она очень радуется. Все желуди перекладываются в корзинку, и свинка уходит.
УСЛОЖНЕНИЕ: содержимое корзинки ребенок перебирает с закрытыми глазами (по желанию); вносится третий природный материал для ощупывания (каштан, орехи).
ОЩУПАЙ, НАЗОВИ (игры с мячиками)
ЦЕЛЬ: распознавать на ощупь мячи разной величины большой-маленький; выбирать такой же; выполнять игровые действия с мячами.
ОСНАЩЕНИЕ: большой и маленький резиновые мячи.
ХОД: предложить детям поиграть с мячами
Мы с вами поиграем,
Большой мячик покатаем,
Маленький же мячик
Вперед летит, не скачет.
Попросить детей показать, где большой, а где маленький мячик.
Что будем делать с маленьким мячиком?
Что будем делать с большим мячиком?
Сказать детям, что большой мяч надо брать двумя руками. А маленький можно покатать в ладошках.
УСЛОЖНЕНИЕ: мячи спрятаны за ширму, дети на ощупь определяют, какой мяч спрятался.
СТРОИМ БАШНЮ (игры с кубиками)
ЦЕЛЬ: распознавать качество предмета, соотнося с кубиком и величиной- маленький брать двумя пальцами, средний - в ладонь, большой-двумя руками; обозначить величину словом (большой, средний, маленький).
ОСНАЩЕНИЕ: кубики трех размеров.
ХОД: предложить детям построить ракету:
На луну мы сегодня
Полететь с тобой должны.
Для полета нам ракеты
Очень-очень всем нужны.
Ракету строим и летим,
По луне гулять хотим!
Детям предлагается построить:
- ракеты из кубиков одной величины- маленькая ракета, средняя ракета, большая ракета.
- ракеты из кубиков разной величин – от большого к маленькому.
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь.
ОСНАЩЕНИЕ: плюшевый мишка, резиновая уточка, пластмассовая кукла.
ХОД: нам прислали игрушки. (достать игрушки по одной из коробки, дети называют их).
Как вы будете играть с куклой?- кормить, купать, уложить спать, одевать…
Как вы будете играть с мишкой? – катать на машинке, строить ему дом…
Как вы будете играть с уточкой?- пускать в воду…
Воспитатель предлагает сравнить игрушки, дети по очереди обследуют игрушки.
-кукла какая твердая или мягкая? –твердая, пластмассовая
- уточка какая?- гладкая, резиновая
-мишка какой?- плюшевый, мягкий.
Игрушки остаются в группе, дети по желанию играют с игрушками.
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (домашние птицы)
ЦЕЛЬ: упражнять детей на ощупь определять игрушку, развивать тактильные ощущения; способствовать запоминанию названий домашних птиц.
ХОД: воспитатель показывает детям небольшие игрушки домашних птиц-курочка, петушок, цыпленок- предлагает потрогать каждую игрушку. Затем прячет игрушки в мешочек и предлагает детям взять из него любую птицу и, не доставая, назвать ее, а затем показать всем.
РЕКОМЕНДАЦИИ: так же можно проводить игры с домашними животными, дикими зверями, фруктами, овощами, геометрическими фигурами…
ИГРА «НАЙДИ НА ОЩУПЬ»
ЦЕЛЬ: упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры, активизировать в их речи слова мягкий, твердый, формировать умение находить мягкие и твердые предметы по образцу, на ощупь, слову воспитателя.
ХОД: перед детьми поднос с предметами: камешки, желуди, деревяшки, кусочки ткани, меха, ваты.
Воспитатель берет камешек, задает вопросы:
Что это?- камешек
Какой камешек?- твердый
Можно его мять?-его нельзя мять
Воспитатель предлагает детям найти камешек, потрогать его.
Дальше те же действия совершают с другими предметами.
УСЛОЖНЕНИЕ: -детям предлагается взять с подноса твердый или мягкий предмет.
- предметы прячутся в мешочек, теперь дети должны на ощупь определить мягкий или твердый предмет.
ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»
ЦЕЛЬ: развитие тактильного восприятия у детей.
ОСНАЩЕНИЕ:картонная коробка с дыркой, небольшие предметы разной формы и текстуры (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т. д.). Например, шишки, ракушки, каштаны, желуди, орехи, морские камушки, небольшие игрушки и предметы быта.
ХОД: Перед началом игры покажите ребенку все эти предметы. Сложите их в коробку. После этого он, не глядя, должен по одному и на ощупь определять, что это такое.
ТАКТИЛЬНАЯ ИГРА «НАЙДИ СОВПАДЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: развивать память, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Материалы: дерево, текстиль.
Диаметр цилиндрика: 4 см.
Материал: дерево.
На деревянной основе находятся 10 деревянных цилиндриков со вставками разнообразных текстур (волны, плетение, мех и т. п). Каждая пара совпадает не только по фактуре, но и по цвету. Фактуры стимулируют рецепторы, расположенные в пальцах.
Цилиндрики можно сложить в мешочек, а затем "вслепую" (используя только тактильное восприятие) найти нужный цилиндрик в мешочке, совпадающий по фактуре кружочку на деревянной основе.
КРУГЛОЕ И КВАДРАТНОЕ
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.
Ход занятия
В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
УГАДАЙ, ЧТО В ЯЩИКЕ
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.
Ход занятия
Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрькоробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».
Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Цели. Развивать осязание : знакомить со свойствами жидкости.
Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др., вода, большой таз, тряпки.
Ход занятия
Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).
Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости.
ЛЕДЯНОЕ ЦАРСТВО
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.
Материалы. Лед в кубиках, стакан.
Ход занятия
Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».
Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».
Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную, опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.
ПРЯЧЕМ РУКИ
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.
Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др., миска, совок, маленькая игрушка.
Ход занятия
Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.
ПОМЯЛИ, ПОЩИПАЛИ.
Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина.
Ход занятия
Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.
Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.
В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.
При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.
ТЕПЛО-ХОЛОДНО
Цели. Развивать осязание.
Материалы. Вода разной температуры, ведерки или миски.
Ход занятий
В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.
Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).
Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.
Игра «Построим башню
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».
Ход игры:
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
Игра «Разноцветные флажки»
Подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Ход игры:
Взять несколько разноцветных флажков
Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть
Когда ведущий поднимает зеленый флажок – дети хлопаю в ладоши
Когда ведущий поднимает синий флажок – дети шагают на месте и т. д. Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.
Игра «Разложи по коробочкам, кругу,
в тарелочку» и т. д.
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов; большие круги.
Описание игры: Предложите ребёнку разложить предметы по кружочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждый кружочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.
Игры «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?».
Цель: закрепление названия цвета, формы, размера предмета.
«Магазин»
Цель: развивать речь ребенка, закрепление названия цвета, формы, размера предмета.
Ребенок покупает игрушку, если назовет ее цвет, размер, форму.
Игра «Найди и принеси»
Цель: закрепление названия цвета, формы, размера предмета.
Описание игры: ребенок ищет в комнате все предметы определенного цвета.
Игра «Найди и покажи»
Цель: закрепление названия цвета, формы, размера предмета.
Описание игры: ребенок ищет в комнате все предметы определенного цвета, размера, формы.
Игра «Разбери по цвету»
Цель: закрепление названия цвета, формы, размера предмета.
Описание игры: ребенок раскладывает пуговицы или другие предметы по цвету или величине, или форме.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход игры: организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Дети по очереди опускают руку в мешочек, вытаскивают предмет, называют и описывают его.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: мешочек наполняется геометрическими фигурами, ребенок опускает руку в мешочек и пытается определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достает фигуру и называет ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Игра «Чего не стало?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: набор предметов.
Дети сидят вокруг стола, перед ними выставляется пирамидка, кубик, мячик. Затем накрываем платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети отгадывают чего не стало (начинать надо с 2-3 фигур).
Второй вариант: воспитатель расставляет на столе игрушки, вызывает ребенка и просит его запомнить расположение, затем накрывает игрушки платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого ребенок должен определить, какая фигура «спряталась».
Игра «Определи цвет и форму».
Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать
предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Ход игры: каждому ребенку раздается набор разноцветных геометрических фигур. Взрослый демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
Игра «Найди фигуру»
Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать
предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Ход игры: искать геометрическую фигуру, похожую на предложенную картинку или предмет.
Игра «Собери предметы»
Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать
предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Ход игры: собрать предметы определенной формы или цвета.
Игры с «Конструктором»
Цель: Учить детей подбирать необходимые детали по величине, помогать их обследовать, развивать мелкую моторику рук, память, воображение. Закреплять знание основных цветов. Вот несколько вариантов игр с конструктором:
• «Скреплялки»
Цель: формировать представление о форме волшебных кирпичиков.
Оборудование: разные виды крупного конструктора лего.
Ход игры:
Дети по очереди достают конструктор из контейнера, внимательно рассматривают, а потом пытаются скрепить их друг с другом.
• «По дорожке»
Цель: учить детей подбирать необходимые детали по величине, помогать их обследовать, развивать мелкую моторику рук, память, воображение.
Оборудование: иллюстрации с изображением фруктового сада, детали лего-конструктора, игрушка медведя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям сходить в сад и нарвать малины мишке. Но чтобы добраться до ягод нужны дорожки. Предлагает построить.
• «Собери кирпичики лего»
Цель: закреплять знание основных цветов.
Оборудование: кирпичики лего 2 цветов.
Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали! " дети собирают кирпичики.
• «Наведи порядок»
Цель: закреплять знания основных цветов. Способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.
Оборудование: набор лего, подносы.
Ход игры:
Дети собирают рассыпанные детали конструктора и складывают на подносы разного цвета.