Наталья Андриечко
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
№1 - Д/и «Назови форму предмета».
Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая - квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.
Усложнение:
Считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.
№2 - Д/и «Назови величину».
Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.
Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ход игры:
Дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий.
В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись,всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.
№3 - Д/и «Кто больше запомнит».
Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.
Ход игры:
В игре принимают участие несколько детей.
Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
№4 - Д/и «Коробочки».
Цели: развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание.
Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.
№ 5 - Д/и «Раз, два, три - назови».
Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход игры:
Дети шагают по кругу под счет раз, два, три.
Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.
№ 6 - Д/и «Подбери предмет по цвету».
Цели: закреплять умение соотносить цвет-как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета. (в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка.
Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе.
Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди.
Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.
№ 7 - Д/и «Подбери предмет по форме».
Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.
Ход игры:
Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма».
На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.
№ 8 - Д/и «Разложи, как я скажу»
Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их назва-
ния. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, чет-
вертым- ромб и т. д.).
№ 9 - Д/и «Что в левой, что в правой руке».
Цель: закреплять ориентировку по направдениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.
Ход игры:
Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева - оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.
№ 10 - Д/и «Зайка в гости прискакал».
Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход игры:
Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должны назвать, как поменял предметы зайка.
Усложнение:
Предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д.
№ 11 - Д/и «Кто куда убежал?»
Цель: развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.
Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя? И т. д. Дети поочередно задают друг другу вопросы. Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.
№ 12 - Д/и «Раз, два, три - как ты шёл - назови».
Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).
Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: «С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел - назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.
Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.
№ 13 - Д/и «Муха».
Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости по клеткам, активизировать слуховое внимание, зрительное внимание, различать цвета, оттенки.
Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой - мухой.
Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз и т. д. Между какими клетками оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д.
Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.
№ 14 - Д/и «Двенадцать месяцев».
Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев, временах года, слуховое внимание.
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц - как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц - как тебя зовут?» «Шестой месяц - тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку - на обратной стороне написать первую букву месяца.
№ 15 - Д/и «Найди больше».
Цель: развивать умение ориентироваться в расположении частей предметов, развивать зрительное внимание.
Ход игры:
Перед детьми раскладываются предметные картинки- можно до 20 и больше. Играют двое, трое детей. Ведущий говорит: «Сейчас я сосчитаю до 10, а вы за это время должны выбрать и взять себе картинки с предметами, у которых есть ручки». Ведущий читает до 10, а дети выбирают картинки. Кто выбрал больше всех - выиграл. Теперь нужно назвать положение ручки на предмете. Например: у чашки ручка сбоку. У зонтика внизу и т. д.
Вопросы к картинка :
1. У кого или у чего есть ножки? 2. У кого или у чего есть иголки?
Задание:
Выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху, снизу. Ручки - мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка. Ножки: растения, мебель, животные, игрушки. Иголки: люди, животные, инструменты.
№ 16 - Д/и «Что пропало?»
Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления.
Ход игры:
На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д. Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».
№ 17 - Д/и «Угадай-ка».
Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.
Ход игры:
Дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д.) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешиваются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок – отгадай». Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.