Русалина Бикова
Картотека дидактических игр по развитию внимания, мышления и речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Найди лишнее словом».
Цель: развивать умение проводить классификацию, объединять слова по основному, существенному признаку.
Ход игры. Воспитатель называет 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
- Книга, телевизор, радио, магнитофон;
- Россия, Польша, Москва, Япония;
- Голубь, ворона, птица, сорока;
- Понедельник, пятница, май, среда;
- Света, Катя, Мальцев, Олег;
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию внимания, мышления и речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Храбрый, злой, смелый, отважный;
- Яблоко, слива, огурец, груша;
- Молоко, творог, сметана, хлеб;
- Час, минута, лето, секунда;
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
- Платье, свитер, шапка, рубашка;
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
- Береза, дуб, сосна, земляника;
- Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. «Скажи наоборот».
Цель: расширение словаря антонимов, формирование навыка подбора разных по значению слов.
Большой – маленький, веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий, добрый – злой, радостный – печальный, колючей – пушистый, длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – узкий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, толстый – тонкий, улыбаться – хмуриться, смеяться – плакать, хвалить – ругать, кричать – молчать, нагревать – охлаждать, надевать – снимать, закрывать – открывать, мериться – сориться, вставать – ложиться, говорить-молчать, приходить – уходить, прилетать – улетать, ходить – выходить, вбегать-выбегать, приводить – уводить, подплывать – уплывать, прибегать – убегать, одеваться – раздеваться, привозить – увозить, светло – темно, близко – далеко, низко – высоко.
3. «Закончи предложение».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу, внимание.
Сахар сладкий, а перец … (горький).
Летом листья зеленые, а осенью … (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Лимон кислый, а сахар. (сладкий).
Собака лает, а кошка … (мяукает).
Ночью темно, а днем … (светло).
Трава зеленая, а небо … (голубое).
Зимой холодно, а летом … (жарко).
Ты ешь ртом, а слушаешь … (ушами).
Утром мы завтракаем, а днем … (обедаем).
Птица летает, а змея … (ползает).
Лодка плывет, а машина … (едет).
Ты смотришь глазами, а дышишь … (носом).
У человека две ноги, а у собаки … (четыре лапы).
Птицы живут в гнездах, а люди … (в домах).
Зимой идет снег, а осенью … (дожди).
Из шерсти вяжут, а из ткани … (шьют).
Балерина танцует, а пианист … (играет).
Дрова пилят, а гвозди … (забивают).
Певец поет, а строитель … (строит).
Композитор сочиняет музыку, а музыкант … (исполняет).
Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).
Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
Если два больше одного, то один. (меньше двух).
Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая. (слева).
4. «Что бывает.».
Цель: развивать логическое мышление, речь, учить детей быть наблюдательным, расширять его предметный словарь и представление об окружающем мире.
Ход игры. Предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким?
- Что бывает красным (белым, желтым?
- Что бывает длинным (коротким?
- Что бывает горячим (холодным?
- Что бывает пушистым (гладким, колючим, бархатным?
- Что бывает мягким (твердым?
5. «Да-нет-ка».
Цель: развивать аналитико-синтетической деятельности на основе метода исключения и умения выполнять классификацию геометрических фигур.
Ход игры. Дети загадывают любую из фигур. Водящий с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами — «да» или «нет».
Алгоритм отгадывания задаёт педагог, рассуждая вслух. Например, дети загадали большой красный треугольник.
- Сначала я попробую отгадать цвет этой фигуры. Эта фигура синяя?
- Нет.
- Значит, она красная. Попробую отгадать форму. Эта фигура треугольная?
- Да.
- Это могут быть два красных треугольника, отличающиеся размером. Эта фигура маленькая?
- Нет.
- Значит, это большой красный треугольник.
6. «Отгадай по описанию».
Цель: развивать умение согласовывать прилагательные и существительные; закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы.
Ход игры. Необходимо подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Например:
- Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром (Бабочка);
- Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам (Поезд);
- Дикое животное, живет в лесу, воет на луну (Волк);
- Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса);
- Фрукт с желтой кожурой (Лимон).
7. «Построй по признаку».
Цель: учить детей группировать по определённому признаку, развивать логику.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А остальные дети должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.
8. «Кто кем был?».
Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем мире.
Инвентарь: мяч.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект.
Например:
цыпленок — яйцом;
лошадь — жеребенком;
дуб — желудем;
рыба — икринкой;
бабочка — гусеницей;
хлеб — мукой;
лягушка — головастиком;
корова — теленком;
яблоня — семечком;
птица — птенцом;
овца — ягненком;
шкаф — доской;
велосипед — железом;
рубашка — тканью;
дом — кирпичом;
сильный — слабый;
мастер — ученик;
листок — почкой;
собака — щенок.
Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?». Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница)».
9. «Кто отгадает?».
Цель: учить детей отгадывать слова по движениям, развивать мышление, внимание.
Ход игры. Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит. За это время остальные согласовывают движения, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.
По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».
Дети жестами, движениями показывают, что они делали. Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.
Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.
10. «Бывает — не бывает».
Цель: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Инвентарь: мяч.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Снег зимой … (бывает).
Мороз летом … (не бывает).
Иней летом … (не бывает).
Капель летом … (не бывает).
Птичка поет песенки … (бывает).
Водитель водит троллейбус … (бывает).
Вода горячая … (бывает).
Зимой гремит гром … (не бывает).
Корова жует траву … (бывает).
Хвост бежит за собакой … (не бывает).
Кошка бежит за мышкой … (бывает).
Ветер качает деревья … (бывает).
Папа ушел на работу … (бывает).
Поезд летит по небу … (не бывает).
Почтальон принес письмо … (бывает).
Яблоко соленое … (не бывает).
На березе выросли шишки … (не бывает).
Волк бродит по лесу … (бывает).
Собака гуляет по крыше … (не бывает).
11. «Где что лежит?».
Цель: развивать внимание и мышление.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.
Например:
Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
Маша насыпала сахар… Куда? (В сахарницу).
Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу) и т. д.
12. «Придумай другое слово».
Цель: расширять словарный запас, развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее.
Например: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре) и т. д.
13. «Назови одним словом».
Цель: развитие внимания, мышления, формировать умения классифицировать предметы.
Ход игры. Педагог перечисляет несколько предметов и просит сказать, что их объединяет, и как их можно назвать одним словом:
- суп, каша, гуляш, кисель;
- лошадь, корова, овца, свинья;
- курица, гусь, утка, индейка;
- волк, лиса, медведь, заяц;
- капуста, картофель, лук, свекла;
- пальто, шарф, куртка, костюм;
- туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
- шапка, кепка, тюбетейка, берет;
- липа, береза, ель, сосна;
- зеленый, синий, красный, желтый;
- шар, куб, ромб, квадрат;
- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
- автомобиль, трактор, трамвай, автобус.
14. «Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классифицировать предметы, активизировать словарь детей.
Ход игры. Педагог говорит: «Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом» (стол, стул, диван.).
15. «Продолжи предложения».
Цель: формировать словесно-логическое мышление, воображение.
Ход игры. Воспитатель читает первую часть предложения, а детям нужно закончить вторую часть.
- Мы включили свет, потому что … .
- Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
- Дети надели теплую одежду, потому что … .
- Щенок громко залаял,потому что … .
- Алеша выглянул в окно и увидел … .
- Таня проснулась утром и … .
- Если песок мокрый, то.
- Мальчик моет руки, потому что.
- Если переходить улицу на красный свет, то.
- Автобус остановился, потому что.
16. «Цепочка слов».
Цель: развивать у детей способность подбирать слова к заданному слову.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов. Называет первое слово и дети подбирают к нему другие слова.
Самый легкий вариант - подобрать слова одной части речи. Например, к слову «зима» дети подбирают прилагательные: холодная, белоснежная, морозная.
Более сложный вариант – когда дети подбирают слова, которые имеют логическую связь с первым словом. Например, к слову «зима» можно подобрать любые слова, связанные с ней: снег, снежная баба, санки, коньки и т. д.
17. «Продолжи перечень слов».
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить перечень слов и назови группу одним словом.
- Россия, Польша… - врач, учитель…
- Света, Наташа… - Волга, Кама…
- сапоги, туфли… - береза, тополь…
- синица, голубь… - заяц, медведь…
- тюльпан, гвоздика… - коньки, лыжи…
- март, январь… - гнездо, нора…
- синий, красный… - малина, смородина
- один, два… - Венера, Юпитер…
- дождь, град… - кроссовки, туфли…
- сметана, кефир… - кекс, пирожное…
- минута, секунда… - смелый, храбрый…
- лопата, грабли… - кресло, стул…
- кубики, пирамидка… - магнитофон, утюг…
- машина, автобус… - юбка, брюки…
- яблоко, груша… - огурец, морковь…
- курица, гусь… - корова, овца…
18. «Слово-ассоциация».
Цель: способствовать развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.
Ход игры. Воспитатель называет слово, например, «мёд», и спрашивает у ребенка, что он представляет, когда слышит это слово? Ребенок может назвать слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок».