Чичиль Оксана
Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Разведчики»
Цель: Автоматизация звука [щ] в словах и фразах.
Оборудование: Щетка игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры: Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показываются предметы, которые спрятаны заранее. Их необходимо найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести и назвать. Тот, кто отыскал предмет и назвал его правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2. «Колечко»
Цель: Автоматизация звука [ч] во фразах.
Оборудование: Колечко.
Описание игры: Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает в руки колечко. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдёт, то он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Обладатель колечка должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно наблюдают за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать того, кто владеет колечком. Если ребёнку с колечком удаётся выбежать, то он становится ведущим.
3. «Воробушки»
Цель: Автоматизация звука [ч] в звукоподражании.
Оборудование: Детские стулья.
Описание игры: Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнёздышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут, И рано утром все встают» - дети раскрывают глазки и громко поют: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!» Педагог заканчивает: «Так весело поют!»
После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога: «В гнёздышко полетели!» дети возвращаются на свои места.
4. «Мухи в паутине»
Цель: Автоматизация звука [ж].
Описание игры: Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат – ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те дети, которые не успели выбежать из круга, попадают в «паутину» и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
5. «Жуки»
Цель: Автоматизация звука [ж] в связном тексте.
Оборудование: Детские стулья.
Описание игры: Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я – жук, я – жук,
Я тут живу
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
По сигналу педагога жуки летят на полянку. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж-ж-ж. Затем, по сигналу педагога «Дождь» жуки летят обратно в домики (на свои стулья)
6. «Мяч»
Цель: Автоматизация звуков [c] в словах и предложениях.
Оборудование: Мяч.
Описание игры: Дети стоят по кругу и играют в мяч и при этом выполняют следующие действия:
• Бросают мяч вверх и говорят: «Мячик мой, лети высоко!»
• Катят мяч по полу и говорят: «По полу беги скорей!»
• Бросают мяч несколько раз об пол и говорят: «Скок об пол, смелей, смелей!»
7. «Насос»
Цель: Автоматизация звука [c].
Описание игры: Дети сидят на стульях. Педагог им говорит: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Нам нужно проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили и их вновь необходимо накачать. Возьмём насос и будем накачивать шину «с-с-с-с-с-с-с.» Дети встают и по очереди, а потом и вместе накачивают шины, произнося звук [c] и подражая действию насоса.
Если у ребёнка звук [c] не получается, значит он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
8. «Лиса»
Цель: Автоматизация звуков [c] [c (мягкий)] в тексте.
Оборудование: Куст, сделанный из подручных средств, жгут.
Описание игры: Ребёнок (лиса) сидит за кустом. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зёрна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась – Лиса кустиком накрылась.
Лиса носом повела – Разбегайтесь кто куда!
При слове «разбегайтесь» Лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится Лисой.
9. «Будильник»
Цель: Автоматизация звука [p].
Описание игры: Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребёнок исполняет роль будильника. Педагог говорит, в котором часу необходимо разбудить детей. Затем начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъёма время, будильник начинает трещать: «р-р-р-р-р-р-р-р-р-ррррр.» Все дети встают.
10. «Догонялки»
Цель: Дифференциация звуков [л] [л (мягкий)] [р] [р (мягкий)].
Описание игры: Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на относительно большом от них расстоянии на стуле. Дети говорят водящему:
Мы – весёлые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать!
Ну, попробуй нас догнать!
Сказав последние слова, дети опускают руки и разбегаются. Водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.