Светлана Казьмина
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?». Цель: учить подбирать определения к предмету, явлению. Игровое правило: педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету. Например: Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи по теме „Зима“ для старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Зима
- Зима. Игры, дидактические пособия
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
2. Дидактическая игра «Какое что бывает?». Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Игровое правило: воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает… Например: новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.
3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие? Например: зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.
4. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову… Например: снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.
5. Дидактическая игра «Что лишнее?». Цель: закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Игровое парвило: воспитатель называет время года: «Зима». Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.
6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом). Цель: развивать речь, память, мышление, быстроту реакции. Игровое правило: воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребё нок должен быстро ответить: иней летом – (не бывает); снег зимой – (бывает); мороз летом – (не бывает); капель летом – (не бывает); лёд зимой замерзает –(бывает); летом дети делают кормушки птицам – (не бывает); зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает); и т. д.
7. Дидактическая игра «Придумай сам». Цель: учить детей составлять предложения с заданным количеством слов. Игровое правило: воспитатель предлагает детям опорные слова: снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку. Например: В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.
8. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года. Игровое правило: воспитатель называет время года (зима) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.
9. Дидактическая игра «Кто больше знает слов». Цель: найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима». Игровое правило: воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег». Например: снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.
10. Дидактическая игра «Времена года». Цель: развивать внимание, мышление и речь. Игровое правило: воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима, весна, лето, осень).Дети по приметам определяют и называют время года.
11. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровое правило: воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.
12. Дидактическая игра «Слова – родственники». Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. Игровое правило: воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.
13. Дидактическая игра «Придумай предложение». Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространённое предложение. Игровое правило: воспитатель называет слово (зима). дети придумывают предложение с заданным словом.
14. Дидактическая игра «Назови ласково». Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда», «Зима». Например: шуба – (шубка); снег – (снежок); шапка – (шапочка); мороз – (морозец); горка – (горочка) и т. д.
15. Дидактическая игра «Назови одним словом». Цель: закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда», «Зимняя обувь». Игровое правило: воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда», «Зимняя обувь», дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам.
16. Дидактическая игра «Закончи предложение». Цель: учить составлять распространённые предложения. Игровое правило: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика). На нашем участке стоит… (весёлый снеговик).
17. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово». Цель: учить подбирать слова к заданным. Игровое правило: воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово. Например: снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.
18. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение». Цель: учить составлять предложения. Игровое правило: воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение. Например: пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.
19. Дидактическая игра с мячом «Один – много». Цель: учить образовывать слова во множественном числе. Игровое правило: воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку. Ребёнок отвечает, возвращая мяч обратно. Например: Одни варежки, а много? (Много варежек). Одно пальто, а много? (Много пальто). Один комбинезон, а много? (Много комбинезонов). Одни валенки, а много? (Много валенок). Одна шуба, а много? (Много шуб). Одни колготки, а много? (Много колготок). Одна шапка, а много? (Много шапок). Один пуховик, а много? (Много пуховиков). Один шарф, а много? (Много шарфов).
20. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: учить образовывать антонимы. Игровое правило: воспитатель называет словосочетание, а ребёнок называет противоположное. Например: теплое утро – (холодное утро); холодный ветер – (теплый ветер); пасмурный день – (ясный день); большой сугроб – (маленький сугроб); толстый лёд – (тонкий лёд).
21. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?». Цель: учить использовать в речи родительный падеж. Игровое правило: воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает. Например: Есть снег. А чего нет? (Нет снега). Есть шапка. А чего нет? (Нет шапки). Есть вьюга. А чего нет? (Нет вьюги). Есть варежки. А чего нет? (Нет варежек). Есть метель. А чего нет? (Нет метели). Есть валенки. А чего нет? (Нет валенок). Есть сугроб. А чего нет? (Нет сугроба). Есть шуба. А чего нет? (Нет шубы). Есть лёд. А чего нет? (Нет льда). Есть сапоги. А чего нет? (Нет сапог).
22. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы». Цель: учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы). Игровое правило: воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.
• Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю).
• Небо. (Имеется в виду, какое в это время года небо: пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).
• Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года).
• Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года).
• Изменения в жизни зверей.
• Изменения в жизни птиц.
• Одежда и обувь людей.
• Занятия людей в это время года.
• Игры детей в данное время года.
23. Дидактическая игра «Подбери много слов-действий». Цель: учить подбирать к слова-признаки. Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам. Например: солнце – (греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.); снежинка – (кружится, летает, тает, падает и т. д.); заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь – (летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.).
24. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково». Цель: учить образовывать слова в ласковой форме. Игровое правило: воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, соответственно, называет слово в ласковой форме и бросает мяч обратно. Например: зама- (зимушка); снег – (снежочек); снежинка – (снежиночка); лёд- (ледок); ветер – (ветерок); шапка – (шапочка); шуба – (шубка); сапоги – (сапожки); валенки – (валеночки); свитер- (свитерочек); брюки – (брючки); варежки – (варежечки); шарф – (шарфик) и т. д.
25. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай». Цель: учить подбирать определения и глаголы к существительным. Игровое правило: воспитатель произносит слово, а ребёнок (какая, какое? какие). Например: зима (какая) – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная) и т. д. ; снег (какой) - …; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; пода (какая) - …4 день (какой) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают и т. д. ; лёд на солнце (что делает) - …; мороз (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.
26. Дидактическая игра «Сколько их?». Цель: учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Игровое правило: воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают. Например: одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик - …; одна сосулька - …; один сугроб - …; один снежок - …; одна горка - …одна льдинка - … и т. д.
27. Дидактическая игра «Закончи предложение». Цель: учить составлять сложные предложения со значением противопоставления. Игровое правило: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью. Например: Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад); зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.
28. Дидактическая игра «Ко что делает?». Цель: учить подбирать имена существительные к названным действиям. Игровое правило: воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку. Например: Девочка спит в берлоге. (Медведь). Мама зимой по лесу бегает. (Заяц). Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима). Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы). Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок).
29. Дидактическая игра «Лишнее слово». Цель: способствовать развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов. Игровое правило: воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь); зима, весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц); белка, заяц, медведь, синица, ёж. (синица – птица); шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (панама - носят летом).
30. Дидактическая игра «Как?». Цель: учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как? Игровое правило: воспитатель предлагает детям продолжить фразу. Например: Самолёт летит быстро, а воробей – (медленно). Санки по полю едут медленно, а с горы – (быстро). Птицы летом поют много, а зимой – (мало). Животным летом в лесу хорошо, а зимой – (плохо). Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом – (холодно). Летом в лесу корма много, а зимой – (мало).
Всем спасибо за внимание.