Китаева Татьяна Владимировна
Картотека дидактических игр по развитию математических способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию математических способностей старших дошкольников
Дидактическая игра «Равенство»
Цель: развить у детей способности распознавать равенство и неравенство групп объектов разного размера, чтобы прийти к концепции, что количество не зависит от объема.
Необходимые материалы: игрушки с изображением диких животных разного размера, «лакомства» для животных.
Ход игры: взрослый предлагает угостить животных. Сначала он выясняет: «Хватит ли моркови для кроликов, орехов для белок? Как мне это выяснить? Как я могу это проверить?» Дети подсчитывают игрушки, сравнивают их количество, прикладывают маленькие игрушки к большим и дают понять, что количество игрушек не зависит от их размера. Затем воспитатель предлагает угостить животных. Обнаружив равенство или неравенство количества игрушек и «лакомств», вы добавляете недостающий предмет или убираете лишний.
Дидактическая игра «Повтори движения»
Цель: потренироваться в воспроизведении определенного количества движений.
Необходимые материалы: карточки с изображенными на них предметами (от 1 до 10 штук).
Ход игры: воспитатель выстраивает детей друг против друга в две шеренги и объясняет задание: «Нужно выполнить столько движений, сколько объектов нарисовано на карте, которую я показываю. Считать нужно молча. Сначала дети, стоящие в этом ряду, будут выполнять движения, а дети из другого ряда будут их проверять, а затем наоборот». Каждый ряд получает по 2 задания. Они предлагают выполнить простые упражнения.
Дидактическая игра «Какое число будет следующим»
Цель: попрактиковаться в определении следующего и предыдущего числа к названному.
Необходимый материал: шарик.
Ход игры: дети встают в круг, в центре - водитель. Он бросает кому-нибудь мяч и произносит любое число, которое пожелает. Тот, кто поймал мяч, говорит по предыдущему и последующему номерам. Если ребенок совершает ошибку, все хором называют этот номер.
Дидактическая игра "Уравняй"
Цель: закрепить способность балансировать количество элементов в группе. Необходимые материалы: Материалы для подсчета.
Ход игры: взрослый раскладывает перед ребенком две группы предметов (например, 5 машин и 3 машины) и предлагает ребенку сделать так, чтобы предметы справа и слева стали одинаковыми. Ребенок может как убирать игрушки, так и добавлять их.
Дидактическая игра «Живые числа»
Цель: упражнение в счете (вперед и назад) в пределах 10.
Необходимые материалы: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Ход игры: Детям раздаются карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Внимание!» - они выстраиваются в ряд по порядку (от 1 до 10) и называют свой номер. (Один, два, три и т. д.). Дети меняют карточки. И игра продолжается.
Дидактическая игра «Кто быстрее назовет»
Цель: потренироваться в подсчете предметов.
Необходимые материалы: Фишки-звездочки.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Какие игрушки (вещи) есть у нас в группе? Тот, кто быстрее найдет и назовет количество, выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
Дидактическая игра «Матрешки»
Цель: научить раскладывать 7-10 предметов в порядке возрастания их стоимости.
Необходимые материалы: кукла Матрешка.
Ход игры: взрослый вместе с детьми осматривает матрешки, затем разбирает их и предлагает детям расположить матрешки сначала в порядке возрастания, затем в порядке убывания
Дидактическая игра «Сложи доски»
Цель: упражнять в умении выстраивать последовательный ряд по ширине, располагать ряд в двух направлениях: по убыванию и по возрастанию.
Необходимые материалы: 10 панелей разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонные коробки.
Ход игры: Участники делятся на 2 группы. Каждой подгруппе выдается набор планшетов. Оба набора размещаются на 2 столах. Дети из двух подгрупп садятся на стулья по одну сторону стола. По другую сторону столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны разложить доски в один ряд (одна по убывающей ширине, другая по увеличивающейся). По очереди ребенок подходит к столу и ставит доску в ряд.
Дидактическая игра «Найди гараж для машины»
Цель: учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький, использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.
Необходимые материалы: картинки с изображением гаражей разных размеров, машинки разных размеров.
Ход игры: Перед ребенком выставляются картинки с изображением гаражей и ему предлагается загнать нужную по размеру машину в правильный гараж.
Дидактическая игра «Собери фигуру»
Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, образное мышление
Необходимые материалы: разрезанные геометрические фигуры по количеству детей.
Ход игры: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать геометрические фигуры, которые он знает (если ребенок называет не все фигуры, воспитатель предлагает другим детям помочь ему). Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Сложи фигуру». У меня есть конверты, в каждом конверте лежит геометрическая фигура. Только кто-то их разрезал, поэтому для того, чтобы Вам узнать какая фигура спряталась в конверте, вам нужно попробовать ее собрать».
Дидактическая игра «Запомни где фигура»
Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Необходимые материалы: фланелеграф, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) на липучках.
Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: формирование представлений о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.
Необходимые материалы: мешочек с объемными геометрическими фигурами, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры: Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Перед детьми кладется мешочек, внутри – объемные геометрические фигуры. Воспитатель называет геометрическую фигуру и кладет картинку перед ребенком, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Необходимые материалы: геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Ход игры: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать геометрические фигуры, вывешенные на доске. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду говорить предмет какой формы необходимо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет и назовет его».