Екатерина Смирнова
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей второго младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей второго младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Пояснительная записка
Сегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей второго младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает разработку и внедрение новых образовательных моделей, в основу которых должны входить современные образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования. Одной из современных образовательных технологий является Лего-конструирование.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего-конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения. Поэтому нами: Фейзуллаевой Луарой Гайдаровной и Смирновой Екатериной Александровной- воспитателями МАДОУ МО г. Краснодара «Детский сад общеобразовательного вида №191» была разработана и внедрена данная методическая разработка.
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития конструктивной деятельности у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Актуальность:
Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO.
LEGO — конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Цель: развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения, мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с LEGO и апробация парциальной модульной программы LEGO — конструированию»
Задачи:
— создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO — конструированию;
— развивать конструктивное мышление;
— развивать воображение и любознательность детей;
— формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
— формировать мелкую моторику пальцев рук.
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Ожидаемый результат:
1. Дети получают элементарные представления и знания о конструкторе ЛЕГО, учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.
2. У детей обогащается словарный запас.
3. Развивается интерес к конструктивной деятельности, желание придумать и делать оригинальные постройки своими руками.
4. Развиваются коммуникативные способности, приобретение навыков работы в парах и малых подгруппах.
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
«Найди кирпичик как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).
Ход: В коробке лежат кирпичики лего. Педагог достает по очереди по
одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же
деталь среди предложенных трех- четырех деталей
«Найди все кубики»
Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.
Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.
«Найди пару»
Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.
Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО и найти каждой детали пару.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.
Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.).
«Чего не стало»
Цель: Учить развитие внимания, памяти.
Ход игры: Дети сидят вокруг стола, перед ними выставляется пирамидка, кубик, мячик. Затем накрываем платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети отгадывают чего не стало.
«Расскажи, где находится деталь»
Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.
Ход игры: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик»).
«Передай кирпичик лего»
Цель: Развивать координацию движений.
Ход игры: Педагог закрывает глаза. Дети стоят по кругу, по команде «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу.
«Четвертый лишний»
Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.
«Найди лишнюю деталь»
Цель: Развитие логичного мышления.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком 3-5 кирпичиков лего и просит ребенка показать какой из них лишний.
«Наводи порядок»
Цель: Закреплять знания основных цветов.
Ход игры: Дети собирают рассыпанные детали конструктора и складывают на подносы разного цвета.
«Разложи по цвету»
Цель: Развитие умения определять и называть цвет деталей конструктора лего.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть кирпичики лего и назвать их цвет
«Построй заборчик».
Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.
Ход: взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.
«Найди постройку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.
Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.
Игра «Кто быстрее»
Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.
Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.
Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.
Игра «Собери модель по памяти»
Цель: Развитие памяти, внимания.
Оборудование:
Кирпичики лего, образец постройки из постройки из 3-5деталей.
Ход игры: Воспитатель показывает детям модель в течение определенного времени, а затем убирает ее. Дети собирают по памяти за отведенное время, а затем сравнивают ее с образцом.
Заключение
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных 16 конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
На занятиях по LEGO-конструированию дети устанавливают, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.
В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята работают с предложенными инструкциями, схемами, делают постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания выполняются индивидуально, парами, подгруппами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Список используемой литературы
1. Белова, Д. Н. Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Д. Н. Белова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271–273. – URL : https://e-koncept.ru/2017/570056.htm
2. Богуславская, З. М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Знание, 2006. - 177 с.
3. Комарова, Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего) [Текст] / Л. Г. Комарова. -М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001. – 88 с.
4. Кругова, Е. Ю. Возможности конструктивной деятельности в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Ю. Кругова, Н. А. Чемоданова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - URL : https://www.scienceforum.ru/2015/1018/10684
5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего [Текст] : Пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 104 с.
6. Никифорова, Е. П. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения Лего – конструирования [Электронный ресурс] / Е. П. Никифорова // Всероссийское сетевое издание Дошкольник. - URL : https://doshkolnik.ru/konstruirovanie/6547-teoreticheskie-osnovy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-izucheniya-legokonstruirovaniya.html
7. Таранюк, О. С. Лего-конструирование в детском саду из опыта работы [Электронный ресурс] / О. С. Таранюк - URL : https://botan.cc/prepod/doshkolniki/oqyirdtv.html
8. Токарев, А. А. Образовательная программа «Мир Лего» [Электронный ресурс] / А. А. Токарев // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 408-409. - URL : https://moluch.ru/archive/38/4449/
9. Фешина, Е. В. Лего - конструирование в детском саду. Пособие для педагогов / Фешина Е. В. - М. : Изд. Сфера, 2012. – 144 с.
10. Церковная, И. А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка / Церковная И. А // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-sozdaniya-obrazovatelnoy-sredy-orientirovannoy-na-interesy-rebenka
11. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности : справочное пособие / Н. В. Шайдурова – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Приложение
Правила безопасной игры с LEGO
1. Для работы организуется специальное рабочее место со свободным местом
для сборки моделей. Это может быть, например, стол, парта. На нем
необходимо предусмотреть место для контейнера с деталями и «сборочной
площадки». То есть, перед каждым ребенком должно быть свободное
пространство размерами, примерно, 60 см х 40 см (пол парты).
2. Воспитанники рассаживаются за свои рабочие места по двое за стол.
3. На каждый стол ставится один промаркированный контейнер с
конструктором.
4. После вводной беседы, дети приступают к конструированию.
5. Детали необходимо держать только в специальном контейнере.
6. При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор,
сборщики, чтобы каждый отвечал за свой этап работы.
7. При работе с конструктором важно следить за деталями, так как они очень
мелкие. Работать с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть
детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе. Если деталь
упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или
присоединить к конструкции согласно инструкции.
8. Четко выполнять словесную инструкцию воспитателя. Строит конструкцию
согласно прилагаемой схеме.
9. Когда воспитатель обращается к тебе, приостанови работу, ответь. Не
отвлекайся во время работы.
10. Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения с
которыми не изучены.
11. При работе держи инструмент так, как указанно в инструкции или показал
воспитатель.
12. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
13. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
14. После окончания сборки, обыгрывания конструкции, она остается на
промаркированном подносе (соответствующем маркировке контейнера) на
некоторое время (вечер, день,затем разбирается.
15. Разбирать конструкцию должны дети, строящие ее.
16. По всем возникающим вопросам нужно обращаться к воспитателю.