Мария Белогорцева
Картотека дидактических игр по нравственно–патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО НРАВСТВЕННО –
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Публикация «Картотека дидактических игр по нравственно–патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Обучающие задачи:
- обогащать словарный запас и образный строй речи;
- формировать и расширять представление детей о нравственных категориях : добро/зло, согласие/вражда, трудолюбие/лень и т. п. ;
- формировать чувство бережного отношения к родной природе и всему живому.
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в деятельности.
Воспитательные задачи :
- воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к родной улице, городу, родной стране;
- воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру.
«Иностранец»
Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве.
Ход игры. Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей стране (столице). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).
«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:
- о России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.
- о Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита?
В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и приглашает в гости в свою страну.
«Узнай наш флаг (герб)»
Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.
«Кто в какой стране живет»
Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Ход игры. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.
Воспитатель : Давайте вспомним жителей разных стран.
Кто живет в Америке? — Американцы.
Кто живет в России? — Россияне.
Кто живет в Японии? — Японцы.
Кто живет в Китае? — Китайцы.
Кто живет в Украине? — Украинцы.
Кто живет в Грузии?— Грузины.
Кто живет в Англии? — Англичане.
Кто живет в Испании? — Испанцы.
Кто живет в Литве? — Литовцы.
Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.
«Скажи красиво о России»
Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.
Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, красивых пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.
Воспитатель : Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну. А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.
Я рад, что живу в России, потому что….
Я люблю свою страну за то, что…
Города страны становятся красивее, потому что…
Мне нравится отдыхать в России, потому что…
Я люблю свой народ за то, что. Я горжусь тем, что Россия…
Я уверен, что Россия…
Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.
Воспитатель : Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цель: совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Игровые действия. Одеть куклу.
Материал: бумажная кукла, одежда для неё в народных мотивах (сарафаны и кокошники различных цветов).
Ход игры. В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
«Сложи картинку»
Цель: формировать представления о народных промыслах и символах России. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание. Составить разрезную картинку.
Ход игры. В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается разрезанные на части изображения матрёшек, официальных и неофициальных символов России. Ребенок должен составить полное изображение из частей (по типу математического пазла). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: открытки к разным праздникам, почтовые или распечатанные из сети Интернет.
Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает открытки и предлагает подумать, к какому празднику может подойти тематическая открытка.
«Служу России»
Цель: учить подбирать воинскую должность к виду войск ( например: танк - танкист, воспитывать любовь и уважение к Российской армии.
Ход игры.
Вариант 1. Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию.
Вариант 2. Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. Нужно распределить все картинки по группам по венным специальностям, например – танкист, танк, шлем танкиста, пограничник, пограничный столб, овчарка, корабль, моряк, бескозырка и т. д.
«Кто защищает наши границы»
Цель: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Материалы: распечатанные картинки с изображением военных разных специальностей, различного военного транспорта, предметов, необходимых военным различных специальностей.
Ход игры. На карте воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы, обосновывают свой ответ, например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
«Отгадай военную профессию»
Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры. Ведущий (воспитатель) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
«Такие разные военные»
Цель: закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Материалы: распечатанные картинки с изображением военных разных специальностей, различного военного транспорта.
Ход игры. Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.
«Где я живу?»
Цель: учить детей свободно использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримечательностях. Формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее.
Материалы: художественные открытки, распечатанные картинки с изображением города, где живут дети, картинки или открытки с изображением достопримечательностей.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением родного города. Просит вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагает им взять по одной картинке и рассказать о достопримечательности так, чтобы всем захотелось там побывать, заинтересовать других рассказом о родном городе.
Игровое правило: Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников родного города.
Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник, в честь кого или какого события его установили.
«Найди пару»
Цель: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать свой ответ.
Материалы: карточки с изображением учреждений города и с изображением людей разных профессий. В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, больница, школа, церковь, вокзал, и т. д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях.
Ход игры. Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.
«Угадай, о ком я говорю»
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая)
Ход игры.
Вариант 1. Педагог открывает окошко и предлагает:
1. По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д., объяснить по каким признакам догадался.
2. Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).
3. Рассказать, какую работу выполняет по дому этот член семьи.
Вариант 2. Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это.
Любимая, заботливая, нежная – мама;
Добрая, ласковая, милая – бабушка;
Младший, непоседливый, драчливый – брат;
Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
Добрый, серьезный, умный – дедушка.
«Моя семья-самая…»
Цель: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью; продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры. Дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы:
- Какая у тебя семья?
- Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная, потому, что…