Наталья Александровна Павлюченко
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
по нравственно- патриотическому
воспитанию
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому…»
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
Публикация «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
«Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, номер дома, квартиры, телефона,этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад» Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
«Поиски добрых слов» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Малая Родина». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории, памятниках и достопримечательностях города.
Материал: иллюстраций, фотографий города.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Наша страна». Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Герб России» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны (города, области) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Флаг России» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал : полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
«Найти флаг России, города» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Путешествие по городу» Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном селе.
Материал: изображения памятников
Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто» Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Медведев)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон» Цель: Закрепить знания детей о своем селе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада
Материал : фотографии и иллюстрации города.
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада
«Моих родителей зовут…» Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Назови виды спорта» Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал : почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
«Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.
Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец, африка-африканец….
«Путешествие по планете Земля» Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
«Узнай по описанию кто это» Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал : Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры : Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
«У кого какой домик» Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал : картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры : Медведю – берлога, Белке – дупло….
«С какого дерева листок» Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека» Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга» Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал : «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них
«Страны и народы" Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них
«Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел. Дети называют.
«Продолжи пословицу» Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.
«Птицы нашего города» Цель: знакомить детей с птицами региона. Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего региона», составленный совместно с родителями
Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем регионе или нет.
«Богатства недр земли» Цель : расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли
Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки : животного мира
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки : поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
"Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей.
Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару - поварешка.
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему
Материал: загадки и картинки с отгадками
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
«Составь семейку» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители, родственник, родинка
Герой - геройский, героический, героизм. Защита - защитник, защищать,
«Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д
«Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
"Кто что делает?» Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал : карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Повар - варит, жарит и т. д.
«Я имею право.» Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Кто мы? Какие мы?» Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины).
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
«Волшебные слова» Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал : картины и изображения людей
Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые….
«Особенности жизни в современном городе» Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
«Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал : картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
«И я.» Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. .
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смыслу. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….
«Путешествие в страну часов.» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины. .
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….
«Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.