Дарья Воротникова
Картотека дидактических игр по методике Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по методике Монтессори
Разложи все по порядку
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (не более 10 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите ребенку: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами, если ребенок не знает как, то покажите ему. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Волшебное сито
Публикация «Картотека дидактических игр по методике Монтессори» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Перемешайте в миске манку и горох. Объясните ребенку, что вам надо отделить весь горох от манки. Обязательно покажите отдельно горох и манку. Спросите: "Как это сделать? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Возьмите сито и с его помощью просейте манку. Малыш может не понять, что происходит. Поэтому надо объяснить ему, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - горох. Просеянный горох надо пересыпать в приготовленную миску. Обязательно похвалите ребенка за хорошие результаты.
Рыбалка
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов, которые не тонут: кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.
Не просыпь и не пролей
Как научить ребенка наливать воду в стакан? Для тренировки подойдет манка. Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Если манка просыпится на стол, пусть малыш сам уберет ее, для этого подойдут щетка и совок. Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал.
Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Если вода пролилась на стол, то покажите, как собрать разлитую воду губкой.
Где же лужа?
Данная игра приучает ребенка к чистоте: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте рядом две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на стол. Затем пролейте немного воды на стол и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
Смети, но не просыпь!
Хотите вырастить помощника? Тогда эта игра вам подойдет лучше всего. Она поможет научить ребенка убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно -тогда на пол ничего не просыпется.
Поймай-ка!
Поставьте две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.
Пересыпаем ложкой
Поставьте две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, манипулируя рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало -подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой. Полезно сочетать это упражнение с размешиванием.
Готовим лекарства
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т. п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.
Веселые дорожки
Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Песок надо сыпать тремя пальцами, сложив их "щепоткой", не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками и т. п.
Лепим колобки, колбаски и блинчики
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед. Покажите, как делать "колобки", "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.
Открой и закрой
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Для изучения форм и размеров, а также для развития моторики и координации используйте и специальные пособия.
Круг
На полу нарисован круг. Дети встают на линию круга друг за другом и идут вслед за взрослым, стараясь не сойти с линии. На следующих занятиях во время движения по кругу можно использовать ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.).
Колокольчики
Дети сидят на стульчике вокруг круга. Взрослый ставит около каждого ребенка по колокольчику и называет одного ребенка по имени. Ребенок со своим колокольчиком идет по кругу, звонит в него, а потом садится на место. Затем вызывается следующий ребенок.
Передай палочку
Дети сидят на полу. В центре круга стоит металлофон с ударной палочкой. Взрослый несколько раз ударяет по металлофону и передает палочку другому ребенку. Тот сочиняет свою музыку и передает палочку дальше.