Елена Перешивайлова
Картотека дидактических игр по математическому развитию детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел «Геометрические формы».
Дидактическая игра «Заплатки».
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материалы: карточки с изображенной на них одеждой четырех основных цветов и заплатки в виде геометрических фигур, того же цвета, что и одежда.
Публикация «Картотека дидактических игр по математическому развитию детей во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку починить одежду и поставить на каждую вещь заплатку нужной формы и цвета. Действия ребенок проговаривает в слух. (на синие брюки круглую заплатку, синего цвета).
Дидактическая игра «Подбери фигуру».
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материалы: карточки с контурами 5 геометрических фигур.
Ход игры: Воспитатель дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, найдите такие же фигуры и положите на карточки так, чтобы фигуры спрятались.
Дидактическая игра «Домик для зайца»
(на основе сказки «Зайкина избушка»)
Задачи и цели: формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, разная); тренировать умение находить предметы одинаковые и разные; закреплять умение различать и называть цвет предметов; развивать пространственные представления.
Материалы: картинка с нарисованными домиками с красной, синей и оранжевой крышами; с окошками, соответствующими по форме имеющимся фигурам; треугольники-2 синих и 1 оранжевый; круги- красный и оранжевый; красный квадрат.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать избушку для зайчика. На картинке три домика с крышами разных цветов (красной, синей, оранжевой). Предлагается подобрать окошки по форме и цвету крыши домика.
Дидактическая игра «Разложи печенье».
Цель: формировать представление о форме и цвете предметов, умение группировать предметы по форме и цвету.
Материалы: вазочки и тарелочки из картона и наборы геометрических фигур разного цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку разложить печенье в тарелки по цвету, а в вазочки по форме.
Дидактическая игра «Коврики для медведей»
(на основе сказки «Три медведя»).
Задачи и цели: формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, разная); формировать умение группировать предметы по форме и цвету; закреплять умение определять и называть цвет предметов; развивать пространственные представления.
Материалы: листы с нарисованными на нем фигурами-«коврики для мишек» (на одном листе большие фигуры, на другом маленькие); 4 большие и 4 маленькие фигуры разных цветов; треугольники-красные; круги- желтые; квадраты- зеленые; овалы- зеленые.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть коврики для мишек и определить на каком большие фигуры, а на каком маленькие и разукрасить коврик цветными фигурами по размеру и форме.
Дидактическая игра «Собери все флажки в группе по три.»
Цель: Упражнять в составлении групп предметов по одному-двум признакам. Материалы: карточки с изображением 9-ти красных, желтых и зеленых флажков. Первые 3-и соединены полосой.
Ход игры: Воспитатель просит соединить флажки одной ленточкой по образцу.
Дидактическая игра «Укрась елочку».
Цели и задачи: формировать представление о форме предметов и сравнение предметов по форме (одинаковая, различная) тренировать умение находить предметы одинаковые и различные по форме, ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур- квадрат, круг, овал, треугольник.
Материалы: Елки из картона, на которых изображены белые геометрические фигуры, разной величины. Наборы геометрических фигур разного размера и разного цвета.
Ход игры: Ребенку предлагают найти геометрические фигуры нужной величины и цвета, и украсить ими елочку.
Например: Большой красный круг, маленький синий треугольник, большой желтый квадрат.
Дидактическая игра «Вставь окна в дома»
Цель: упражнять детей в составлении пар по одному или двум признакам.
Материалы: домики из картона с окнами разной формы и размера, набор геометрических фигур.
Ход игры: Воспитатель предлагает разложить на домики окошки нужной формы и размера.
Дидактическая игра «Какой шарик забыли нарисовать?»
Цель:формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Материалы: карточки с кругами разного цвета (первый ряд: красный, желтый, синий, второй ряд: синий, красный, желтый, третий ряд: желтый, синий и свободная клеточка, круги разного цвета.
Ход игры: Воспитатель просит положить в пустую ячейку шарик, которого по мнению ребенка тут не хватает.
Дидактическая игра «Повтори рисунок».
Цель: формировать умение детей различать основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный. Развивать умение детей группировать предметы по общему признаку.
Материалы: карточки с 2-мя нарисованными шарфами в шарфах оставлены незакрашенные круги (на большом одинакового диаметра, а на маленьком разного, множество кружков разного цвета и диаметра.
Ход игры: Воспитатель просит ребенка раскрасить (положить кружки) разного цвета на большой шар, а одного цвета на маленький так, чтобы кружки все спрятались.
Дидактическая игра «Разложи пуговицы».
Цель: сформировать представление о форме и размере предметов.
Материалы: тарелочки, набор пуговиц из картона разных форм и размера.
Ход игры: предлагают ребенку разложить на тарелочки пуговицы одной формы и одного размера (круглые- большие, треугольные –маленькие).
Дидактическая игра «Соберем бусы».
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Материалы: На картинке изображена лента, на ней слева направо в определенном чередовании нарисованы фигуры: красные круги чередуются с желтыми. Перед ребенком коробка с разноцветными кругами.
Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети выбирают круги (бусины) и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Дидактическая игра «Загрузи машину».
Цель: сформировать представление о форме предметов, ввести в речевую практику название различных форм плоских фигур- квадрат, овал, круг, прямоугольник.
Материалы: картинки с большими грузовиками на кузове которых изображена та или иная геометрическая фигура, наборы геометрических фигур из картона.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку заполнить машины геометрическими фигурами, которые изображены на кузове.
Дидактическая игра «Найди предмет».
Цель: формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.
Материалы: мяч, карточки двух видов, на одних изображены фигуры, на других предметы такой же формы. Ход игры: дети стоят полукругом, в центре 2 стола, на одном- геометрические фигуры, на другом – предметы. К кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы как покажет педагог. Если ребенок находит правильно – дети хлопают в ладоши.
Дидактическая игра «Сложи из фигур».
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
Материалы: карточки схемы с изображением готового рисунка из геометрических фигур, набор геометрических фигур.
Ход: воспитатель предлагает ребенку отобрать геометрические фигуры и наложить их на схему (домик из квадрата и треугольника, машину из прямоугольников и кругов).
Дидактическая игра «На какую форму похоже».
Цель: формировать представление о форме предметов, умение распознавать различные геометрические формы в предметах окружающей обстановке.
Материалы: карточки с изображением различных предметов (часы, картина, тарелка, рожок с мороженым).
Ход игры: воспитатель предлагает отобрать предметы похожие на треугольник, на квадрат, на круг.
Раздел «Размер».
Дидактическая игра «Длинная- короткая».
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материалы: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый хомячок, куколка
Ход игры: на двух столах разложены комплекты дидактического материала (разноцветные ленты, полоски) Воспитатель достает две игрушки – хомячка и куклу Таня. Гости хотят, чтобы их нарядили. А для этого нужны пояса. Вызывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую- поясок для Тани, другую длинную –поясок для хомячка. Дети примеряют и завязывают с помощью воспитателя пояски. Игрушки радуются и хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая- это длина. Педагог объясняет, что путем накладывания, выясняем длину ленточек – короткая и длинная.
Дидактическая игра «Ягоды для мишек»
(на основе сказки «Три медведя»)
Задачи и цели: Закреплять умение различать и называть размеры предметов- большой, поменьше, маленький; закреплять умение различать и называть цвета: синий, зеленый оранжевый; сравнивать предметы по цвету и размеру.
Материалы: круги оранжевого, синего и зеленого цветов Д= 15см. на каждого ребенка; ягоды смородины, малины, клубники или другие ягоды разных размеров.
Ход игры: Воспитатель дает детям по три круга одинакового размера: синий, зеленый, оранжевый. Круги обозначают тарелки для мишек. Детям предлагается положить на синюю тарелку самые маленькие ягодки; на зеленую тарелку ягодки побольше; на оранжевую тарелку самые большие ягодки.
Детям предлагается сравнить ягодки и назвать цвет тарелки и назвать ягодки, которые лежат на этой тарелке и сравнить их по размеру с другими ягодками а других тарелках.
Дидактическая игра «Сбор урожая».
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Материалы: набор муляжей овощей разных по величине (большие и маленькие).
Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
Дидактическая игра «Поезд».
Цель: формировать умение различать и называть размеры предметов большой, поменьше, маленький.
Материалы: игрушки заяц, лягушка, мышка, кубики разной величины большие, поменьше, маленькие.
Ход игры: детям предлагают построить поезд для зайца из больших кубиков, для лягушки из кубиков поменьше, а для мышки из маленьких кубиков.
Раздел «Цвет».
Дидактическая игра «В гости».
Цель: уточнить представления о четырех цветах- красном, желтом, зеленом, синем и их названия.
Материалы: 4 домика: красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 полоски- дорожки и 4 человечка соответствующих цветов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить дорожку к домикам, а также хозяина домика- цветного человечка. Дети должны догадаться, что дорожки и домики должны быть такого же цвета, что и человечек.
Дидактическая игра «Прятки».
Цель: закреплять умение определять и называть цвета предметов, тренировать память, речь.
Материалы: Цветные человечки разного цвета.
Ход игры: Перед детьми выставляют двух человечков разного цвета. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка и спрашивает: человечек какого цвета спрятался? Игра может усложняться воспитатель может выставлять сразу четырех человечков и убирать двух.
Дидактическая игра «Физкультура».
Цель: закреплять и называть цвета, сформировать опыт расположения предметов по порядку слева направо.
Материалы: человечки четырех цветов (красного, зеленого, желтого, синего).
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку представить, что человечки решили заняться физкультурой. И говорит, что первым в шеренгу встал зеленый человечек. Найди этого человечка и поставь первым. А после него синий. Поставь его слева от него. И т. д.
Дидактическая игра «Накрой на стол».
Цель: сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материализованного образца, закреплять умение определять и называть цвета.
Материалы: Лист бумаги разделенный на 4 одинаковые части. Каждая часть имеет свой цвет. Геометрические фигуры двух размеров такого же цвета, что и квадраты (по 2 каждого).
Ход игры: Воспитатель показывает детям на лист и на геометрические фигуры, говорит, что это, соответственно, стол и посуда для цветных человечков.
-Куда сядет красный (желтый, зеленый, синий) человечек? Воспитатель предлагает посуды поставить посуду на стол такого же цвета.
Дидактическая игра «Наведи порядок».
Цель: уточнить представления о четырех цветах-красном, желтом, зеленом, синем, и их названия. Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материального образца.
Материалы: карточки с изображением вещей, посуды, игрушек четырех цветов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить предметы одного цвета в коробочку данного цвета.
Дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек».
Цель: сформировать представление об основных цветах и оттенках.
Материалы: 5 матрешек, 2 матрешки в красных платочках и синих сарафанах, 2 матрешки в желтых платочках и зеленых сарафанах и одна матрешка в синем платочке и зеленом сарафане.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку из пяти матрешек найти одинаковых и объяснить.
Раздел «Счет».
Дидактическая игра «Еда для черепахи».
Задачи и цели: Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов, использовать понятия «один» и «много»; закреплять умение сравнивать предметы по свойствам.
Материалы: черепаха;3 морковки разных размеров и цветов; лист бумаги с нарисованными на нем 3 оранжевыми морковками; 3 кабачков.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить в магазин и купить для черепахи морковки и кабачки, которые черепаха очень любит. На прилавке лежат 3 морковок и 2 кабачка. Дети складывают в корзинку овощи и приносят черепахе. Воспитатель просит сравнить морковки и кабачки по количеству. После сравнения дети приходят к выводу, что надо купить еще кабачок, чтобы кабачков и морковок было поровну.
Дидактическая игра «Один, два, много».
Цель: сформировать представление о числе два, умение считать до двух.
Материалы: набор картинок с изображением двух, одного и множество предметов.
Ход игры: воспитатель предлагает выбрать карточки на которых изображены два предмета, один, много предметов.
Дидактическая игра «Мы на лодочке плывем»
Задачи и цели: Закреплять умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих из двух предметов, определять и называть цвет и размер предметов.
Материалы: большие (10) и маленькие (10) лодочки красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие; 20 больших и маленьких человечков.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать две лодочки: одного цвета; одного размера; одного цвета и размера. В каждую лодочку можно посадить по одному человечку.
Дидактическая игра «Компот».
Цель: сформировать умение соотносит цифры один и два с количеством, группировать предметы по двум признакам (цвет и размер).
Материалы: кастрюли с цифрами 1и 2, яблоки красного цвета и зеленые цвета, разных размеров.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку сварить компот из яблок. Для этого нужно в кастрюлю положить столько красных яблок разного размера, сколько показывает число на кастрюле, а в другу кастрюлю положи больших яблок разного цвета.
Дидактическая игра «Угадай цифру».
Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, формировать умение соотносить цифру 3 с количеством.
Материалы: набор карточек с изображением предметов разного количества, крышки с наклеенными цифрами.
Ход игры: Ребенок выбирает карточку, считает изображенных на ней предметов и в обозначенное место ставит крышку с нужной цифрой.
Дидактическая игра «Птички в клетке».
Цель: закреплять умение использовать понятие «один» и «много», сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар.
Материалы: картонные клетки дух размеров, птички большие и маленькие.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посадить в большую клетку много маленьких птичек, а в маленькую клетку одну большую птичку.
Дидактическая игра «Бабочки».
Цель: сформировать представление об установлении равно численности групп предметов с помощь составления пар, ввести в речевую практику выражение «столько же».
Материалы: бабочки и цветочки из картона.
Ход игры: воспитатель говорит ребенку, что бабочки очень устали и хотят отдохнуть на цветочках. Предлагает посадить по одной бабочке на цветочек. Затем задает вопросы: сколько бабочек ты посадил на цветочек? Остались лишние цветочки? Остались лишние бабочки? Значит их поровну, или кого-то больше? В заключении воспитатель фиксирует вывод каждая бабочка села на один цветок, поэтому бабочек и цветков поровну, столько же.
Дидактическая игра «Три треугольника»
Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, угадывать фигуру – треугольник.
Материалы: карточки с изображением фигур разной формы и такие же фигуры, подносы.
Ход игры: воспитатель показывает фигуры, обводит их пальцем. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Накладываем (прячем) ее на начерченную фигуру.
Дидактическая игра «Разложи шары».
Цель: Тренировать детей объединять предметов по цвету. Формировать умение сравнивать предметы по количеству (чего больше, чего меньше).
Материалы: карточки с контурами 3-х квадратов разного цвета рядом написаны цифры 1,2,3. Круги разного цвета и размера.
Ход игры: Воспитатель просит положить в коробку (квадрат) круги такого же цвета, что и квадрат. В одну - один, во вторую - несколько, в третью – много.
Дидактическая игра «Цветочная поляна».
Цель: актуализировать представления детей о понятиях один - много, развивать внимание.
Материалы: клумбы из картона, цветы разных размеров и цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает посадить на клумбу два синих цветочка, три желтых и один красный.
Дидактическая игра «Посылки для зайчат».
Задачи и цели: Создать мотивационную ситуацию для самовольного обозначения количества предметов; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Материалы: черепаха;3 игрушки зайцев, 2 посылки с написанными на них цифрами 1 и 2, 3 морковки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям принести с почты посылки для зайчат. В каждой посылке морковки; посылки открывать нельзя. Чтобы узнать, сколько там морковок нужно прочитать информацию о них на посылке. Дети определяют количество морковок по написанным на посылке цифрам.
Дидактическая игра «Какие цифры спрятались».
Цель: формировать умение определять и называть цифры, ввести в словарь детей слова цифра, один, два, три.
Материалы: карточки с изображенной с картинка на которых спрятаны цифры (лебедь – цифра 2).
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку найти на картинке цифры и назвать их.
Дидактическая игра «Картинки и цифры».
Цель: формировать умение соотносить цифры с количеством предметов.
Материалы: карточки, на которых изображены различные предметы, животные и набор цифр от 1 до 3.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку взять карточку, сосчитать предметы на ней и выбрать соответствующую цифру.
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Цель: формировать умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет.
Материалы: карточки схемы, на которых изображена в начале цифра и несколько геометрических фигур, набор геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку отобрать столько треугольников сколько показывает цифра и наложить на схему и т. д. Побуждать ребенка называть цифры и геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Гараж».
Цель: закреплять умение соотносить изученные числа с количеством.
Материалы: гаражи из конструктора с цифрами и машины обозначенные цифрами.
Ход игры: дети катают машинки и после сигнала должны поставить в гараж, цифра на машине и гараже должны совпасть.
Раздел «Ориентировка в пространстве».
Дидактическая игра «Где мишка?».
Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «на», «над», «под».
Материалы: карточки с изображением медвежонка, который сидит на дереве, под деревом, летит на шаре над деревом.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассказать, где находиться мишка. Помогая ему правильно построить фразу.
Дидактическая игра «Кто спрятался за забором?»
Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «за», «около».
Материалы: карточки с изображением забора, за которым прячутся петух, корова, поросенок, гусь. А около забора сидит медвежонок, гуляют цыплята.
Ход игры: ребенку предлагают рассмотреть картинку и определить, кто из животных и птиц прячется за забором, а кто стоит около забора. Активно используя в речи «за», «около».
Дидактическая игра «Справа - слева».
Цель: формировать умение у детей ориентироваться в пространстве (слева - справа).
Материалы: Две корзины, карточки с изображением капусты и морковки, игрушка – Заяц.
Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь зайке разложить по корзинам урожай капусту и морковь. Педагог ставит на стол Зайку и две корзины. Приглашает 2 детей подойти к столу, объясняя при этом, что зайка стоит в центре стола. А справа и слева стоят корзины. Предлагается в правую корзину положить капусту, а в левую морковь. Дети, раскладывая овощи по корзинам, сопровождают свои действия речью.
Дидактическая игра «В гости».
Цель: уточнить пространственные отношения «слева-справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева.
Материалы: карточка с изображением дороги и домиков, разных деревьев расположенных слева и справа. Фигурки Винни –Пуха и Пяточка. Ход игры: воспитатель рассказывает, что перед ребенком дорожка к домикам Иа-Иа и Совы, чтобы попасть в домик Совы нужно пойти налево, а к ослику направо. Если ребенок затрудняется, то можно подсказать, рядом с домом ослика растет ель.