Наталия Романова
Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Игра «Быстро дай ответ»
Цель: Развитие внимания.
- Назови 1 домашнее, 1 дикое животное?
- Назови 1-2 дерева?
- Назови 1 фрукт, 1 овощ?
- Покажи, как дует сильный ветер, а потом слабый (Ши-ши-ши, ш-ш-ш)
2. Игра «Через ручеёк».
Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал: Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м, цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ: На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (расположенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.
3. Дидактическая игра «Надо не надо»
Применять эту игру можно при ознакомлении с окружающим, для развития речи.
Цель игры: С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.
Задачи:
• Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
• Формировать умение выделять, характеризовать и описывать действия;
• Уточнять и конкретизировать представления детей о характерных признаках предметов;
• Активизировать речь детей;
• Учить анализировать, делать выводы;
• Развивать внимание, память, наблюдательность, любознательность;
• Воспитывать бережное отношение и интерес к природе
4. Угадай, что съел
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе»
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения ' вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
5. Найди листок, какой покажу
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег
детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
6. Найди в букете такой же листок.
Дидактическая задач а. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
7. Найди свой дом.
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».
8. Кто быстрее найдет березу, ель, cосну.
Дидактическая задача. Найти дерево по названию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
9. «Где что найдешь?»
Цель: закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группировать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу.
Игровое задание: расставить предметы по местам.
Правила игры: найти предмету место среди близких ему по применению. Поставить предмет на место по сигналу.
Материал: предметы или картинки, изображающие' посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или медицинского кабинета.
Ход игры: в комнате расставьте «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет», «игровую площадку», «кухню» и др. Обратите внимание детей на то, что все они пока пусты. Попросите детей помочь вам разложить предметы (или картинки) по местам. Дети разбирают предметы (картинки, внимательно рассматривают их, думают, куда что положить.
Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие группки (2- 3 человека, которые решают, все ли предметы (картинки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и потом все вместе думают, куда их надо определять.
10. Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал: игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».
Прилетели птички.
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.
Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».
11. Игра «. Я начну, а ты закончи»:
Расширение словаря у детей.
Яблоко (какое) 2-3 прилагательных, машина (какая, детский сад (какой, дети (какие, листья (какие) и тд?
12. Игра «Отгадай предмет по названиям его частей?»
Развивать внимание, уметь рассуждать.
• дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
• голова, туловище, лапы, крылья (птица)
каблук, подошва (туфли)
воротник, рукав (рубашка)
корень, ствол, ветви (дерево)
13. Найди, что покажу
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель, помидор, яблоко и др.
14. Угадай, что в руке.
Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.
15. Угадай, что съел.
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе»
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения ' вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
16.«Магазин»
Материал. Картофель, свекла, лук, горох, помидоры, огурцы, фасоль, морковь, или яблоки, сливы, груши, вишни, малина, смородина.
Правила: Здороваться с продавцом и благодарить за покупку.
Правильно и четко называть овощи и фрукты, которые хочешь купить.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Давайте устроим магазин. В магазине много разных овощей или фруктов. Продавцом назначим Кирилла, а мы все будем покупателями. Рассмотрим, какие овощи (фрукты) есть в нашем магазине и назовем их». Далее поясняет правила игры: «Мы с вами по очереди будем заходить в магазин и желаем сделать покупки. Сначала я зайду в магазин». Воспитатель заходит в магазин, здоровается и просит продать картошку. «Продавец» дает картофель (кладет на стол). Потом заходят дети, а воспитатель следит за выполнением правил игры.
17. Найди, что назову.
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т. п.
18. Чудесный мешочек.
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.
Примечание. В последующем варианте при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.
19. Игра «Угадай, что съел».
Цель: Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе.
20. Игра «Найди, что покажу».
Цель: Учить детей находить предметы по сходству.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель приносит два подноса с одинаковым набором овощей. Показывает один из предметов и убирает под салфетку, предлагает найти такой же на другом подносе, вспомнить, как он называется
21. «Когда это бывает».
Цель. Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам. Развивать доказательную речь.
Игровые правила. Разложить картинки с изображением характерных признаков на модуле «Времена года».
Ход игры.
1. Перед ребёнком на столе лежит модуль «Времена года». Воспитатель показывает карточку, на которой изображён один из признаков времён года.
Ребёнок рассказывает, что он видит. Объясняет, в какое время года это бывает и прикрепляет её на нужное поле модуля.
Картинки подобраны следующим образом: снежинки, топиться в доме печь, деревья в снегу, дети катаются по льду – зима; на деревьях цветы, сосульки, лёд на реке – весна; деревья с зелёными листочками, насекомые, яркое солнышко – лето; тёмные тучи и дождь, на дереве разноцветные листья, птицы улетают – осень.
22. Настольно-печатная игра: «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы: части суток.
Игровые правила: Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.
Игровое действие: Поиск карточки определённого цвета по содержанию текста.
Дидактический материал: цветные карточки. Модель часов (круг, разделённый на четыре части, где каждой части соответствует разные части суток. Стихотворные тексты о частях суток.
Ход игры.
Приходит Буратино и загадывает загадки. По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов.
Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце ласковым лучом
Что открыло, как ключом? (утро-розовая карточка)
Солнце ярко осветило,
Землю всю позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит? (день-жёлтая карточка)
Солнце спать легло, и будто
Лёгким синим покрывалом
Он всю землю укрывает.
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает? (вечер-синяя карточка)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою сошлась?
А Гномик давно и
Тихонечко спал? (ночью - чёрная карточка)
23.«Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т. д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
24. «Семья»
Цель: Закрепление представлений детей о коренных жителях, их особенностях.
Стимульный материал: 2-3 набора карточек русской, бурятской, эвенкийской семьи. Каждый набор включает изображение мальчика, девочки, юноши, девушки, мужчины, женщины, бабушки, дедушки.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, о том, что на нашей иркутской земле живет очень много семей разных национальностей. Когда проходил праздник, все семьи поспешили его отпраздновать. Они пели, танцевали, играли, водили хороводы. А когда пришло время расходиться домой, они ни как не могли найти друг друга. Давайте поможем им собраться в своей семье. Воспитатель перемешивает наборы картинок, и предлагает детям разобрать их по семьям.
25 «Живая или неживая природа»
Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.
Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т. д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте.
26. «Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида»
Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задает вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что еще есть у рыб?
Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести по очереди все части тела.
Воспитатель уточняет: Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим играть с рыбками.
Стоят кругом и держат в руках листочки.
Бегают по комнате, размахивая веточками.
Присаживаются на корточки.
Снова разбегаются, машут.
27. Я кормлю животных
Игру можно проводить с одним ребенком или с группой детей.
Взрослый встает с одной стороны комнаты или площадки. Ребенок или дети – с другой стороны. Взрослый говорит: «Сейчас я буду кормить животных. Сначала ко мне будут прыгать зайчики!»
Дети, изображая зайчиков, прыгают ко взрослому. Детям двух-трех лет ведущий говорит: «Зайчиков я буду кормить морковкой!» Дети изображают, что берут из рук взрослого еду, а потом бегут обратно. Затем ведущий объявляет следующих животных, которых он собирается кормить.
В процессе игры можно спрашивать у детей, как говорит то или иное животное. А дети, приближаясь ко взрослому, будут изображать нужные звуки.
28. Угадай, кто это?
Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок).
Если игра проводится в группе, каждому ребенку достается свой вопрос. Подсказывать не разрешается.
Если игра идет один на один с ребенком, вы можете меняться ролями, пусть ребенок тоже попробует загадывать вам животных.
29.«Кто живет в домике».
Цель: Закрепить знания о домашних животных, умение правильно произносить звуки.
Воспитатель делит детей на несколько групп. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находится в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый домик и говорит :
- Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?
Дети отвечают:
- Му-му-му.
- Ме-е.
- Мяу-мяу.
- Бе-е, бе-е.
- Га-га-га.
- Ко-ко-ко.
Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Ответы воспитателя могут быть неправильными, что проверить знания детей. Может попросить отгадывать, другой домик, кого же изображают в этом домике. Импровизация может быть разной.
30.«Тук-тук»
Правила. Выходят из круга только те дети, которых назначает воспитатель.
Ход игры. Дети сидят в кругу; четверо (с ними воспитатель договаривается об этом перед игрой) изображают разных животных (кошку, собаку, корову, лошадь). Эти дети стоят за кругом. «Кошка» подходит к кругу и стучит: «Тук-тук-тук». Дети спрашивают: «Кто там?» «Кошка» отвечает «мяу-мяу-мяу». «Это кошка», – отгадывают дети и спрашивают: «Хочешь молока?» «Кошка» входит в середину круга и делает вид, что пьет молоко. За кошкой к кругу подходит «собака», и аналогичные вопросы и ответы повторяются. Дальше стучатся другие животные. Игра повторяется 2-3 раза.
31.«Кто живет в домике».
Цель: Закрепить знания о домашних птицах, умение правильно произносить звуки.
Воспитатель делит детей на несколько групп. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находится в своих домиках и кричать так, как кричит та птица, которую они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый домик и говорит :
- Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?
Дети отвечают:
- Га га га
- Кря- кря
- Ко-ко ко
- Кукареку
-Бл-бл-бл
Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Ответы воспитателя могут быть неправильными, что проверить знания детей. Может попросить отгадывать, другой домик, кого же изображают в этом домике. Импровизация может быть разной
32. Игра «Уточка».
Цель: закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт уточка, а за ней утята. Читает стихотворение об уточке:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
После этих слов детки-утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.
33. «Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
34. Словесная игра «Какой дует ветер?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь дошкольника. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровое действие:
Воспитатель задаёт детям вопросы о том, какой сегодня ветер, каким ветер может быть, каким бывает? Дети с помощью султанчиков определяют силу ветра. (сильный, порывистый, холодный, тёплый, зимний и т. д.) Кто правильно ответил, на вопрос воспитателя, первый имитирует силу ветра.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям представить мысленную картину по её словам.
- Тучи, дождь, ветер, ветки на деревьях качаются, падает первый снег в какое время года это происходит (бывает? Ответы детей: (зимой).
Воспитатель предлагает спеть песенку зимнего ветра.
- Какой ветер? (сильный, колючий и т. д.)
-Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер подул? (тихий)
35. «Кто внимательный?»
Цель: Учить находить ошибки в высказываниях; находить закономерности; расширять знания по экологическому развитию. Развивать память, логическое мышление, внимание.
Ход игры:
Воспитатель читает разные высказывания с ошибками, а дети должны найти и исправить ошибку, произнеся высказывание правильно.
Дуб высокий, а ландыш красивый. (низкий)
Лист клена зеленый, а лист березы маленький.
Осенью листья опадают, а зимой (голые деревья)
Летом плавают, а зимой (играют в хоккей)
Летом земля черная, а зимой (белая из-за снега)
Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.
И так далее высказывания можно подбирать отдельно по темам.