Ирина Рябцева
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Количество и счёт
Карточка № 1 «Много - мало» Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «больше», «меньше», «поровну».
Материал: игрушки, по 10 зелёных и красных квадратов.
Ход игры: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком квадраты зелёного и красного цвета. Пусть зеленых квадратов будет-7, а красных -5.
Спросить квадратов какого цвета больше, каких меньше. Добавить еще 2 красных квадрата. Что теперь можно сказать?
Карточка № 2
«Хватит ли?» Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Материал: 5 белочек, 5 орех, 5 зайчиков, 5 морковок.
Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
Карточка № 3
«Сделай столько же движений» Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Материал: карточки с изображением кружочков (до 5).
Ход игры: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения
Карточка № 4
«Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Материал: различные игрушки.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Карточка № 5
«Назови и сосчитай» Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число. Материал: 5 различных игрушек, молоточек.
Ход игры: Воспитатель просит сосчитать игрушки, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1 -3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек
Карточка № 6
«Посчитай птичек» Цель: показать образование числа 5, научить детей вести счет в пределах 5.
Материал: фланелеграф, картинки снегирей и синичек по 5 штук 15
Ход игры: Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок снегирей и синичек на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц?
Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 4. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 5 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Что больше: 4 или 5? Что меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 5. Как ещё можно сделать поровну? (Подчеркивает, если одну синичку убрать, то тоже станет поровну по 4). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 4?». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц.
Карточка № 7
«На птицефабрике» Цель: упражнять детей в счете в пределах 5, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Материал: двухполосные карточки, 5 цыплят, 5 курочек.
Ход игры: Воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят 5 куры, на нижней - 4 цыплёнка. Дети сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
Геометрическая форма
Карточка № 1
«Узнай фигуру» Цель: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур - квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как воспитатель называет одну из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.
Карточка № 2
«Найди предмет такой же формы» Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.
Материал: игровое поле, карточки с предметными картинками.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т. д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи 16 ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговиц». Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.
Карточка № 3
«Разложи фигурки по домикам» Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материал: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры - домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться - вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Карточка № 4
«Катится - не катится» Цель: познакомить с объемными геометрическими телами - кубом шаром.
Материал: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.