Ирина Капитонова
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей от 3–7 лет
▼ Скачать
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Вторая младшая группа
«Поезд из кубиков»
Задачи: Развивать умение сравнивать предметы по цвету и форме, соблюдать закономерность.
Методика проведения
Дети садятся за столы, на которых кубики двух цветов одинакового размера.
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей от 3–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
- Что перед вами? (кубики)
- Все ли они одинаковые? (цвет разный)
- На какие предметы они похожи? (домик, коробка, шкаф и т. д.)
- Посмотрите, какой поезд из кубиков я построила.
Воспитатель чередует кубики по цвету.
- Постройте такой же. Как вы думаете, какой следующий кубик (вагон) надо поставить? (Зеленый) Почему? (Дети предлагают свои варианты)
Воспитатель помогает если дети затрудняются.
(Если возникают трудности с подбором кубиков разных цветов, поезд можно строить из геометрических фигур или.
«Разложи в коробки»
Задачи: учить различать и называть: круг и квадрат.
Методика проведения
- Ребята, посмотрите Киска нам 2 –е коробки принесла.
Дети сначала должны рассмотреть их и определить, в какую коробку, что нужно положить. Затем, по сигналу воспитателя раскладывают фигуры: круг – в коробочку с кругом, квадрат – в коробку с квадратом. Воспитатель уточняет, сколько фигур в коробке, и какого они цвета.
«Почини поезд»
Задачи: продолжать учить различать и называть круг и квадрат; закрепить цвета; создавать образы на основе характерных признаков.
Методика проведения
Сидя за столом. На столе разложены круги и квадраты и карточки с изображением вагонов без окон и колес (на каждого ребенка).
- У вас на столе лежат вагончики (показать, которые мы будем чинить.
- А еще у вас лежат геометрические фигуры. Сколько их?
- Найдите круги и покажите их мне. Какого цвета круги? Что с ними можно делать? (Катать). На что похож круг? (На колесо) Поставьте круги колеса к вагонам.
- А теперь покажите квадраты. Какая это фигура? Какого он цвета?
- Попробуйте покатать их по столу. Что мешает катать квадрат? (Углы).
- На что похож квадрат? (На окно). Поставьте окна нашим вагончикам.
- Поезд починили, молодцы!
«Отгадай»
Задачи: продолжать учить различать и называть круг и квадрат; закрепить цвета.
Методика проведения
Дети садятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.
- Сколько у меня мячей? (один). А сколько вас ребятишек? (Много).
- Сейчас вы будете придумывать, на что похожа та фигура, которую я покажу.
Вначале воспит. показывает желтый круг и кладет его в центр.
- Подумайте, на что похож этот круг?
Отвечает тот ребенок, которому воспит. покатит мяч. Ребенок поймавший мяч, говорит, на что похож круг. (На блин, на тарелку, на мяч, на солнце)
Далее воспит. показывает большой красный круг. Дети фантазируют (яблоко, помидор)
Для того чтобы детям был понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. (Красный круг – помидор; желтый круг – мяч)
«Что лишнее?»
Методика проведения
На столе у воспитателя разложены овощи и одно яблоко.
- Что у меня на столе? (Овощи и фрукты) Сколько овощей и фруктов? (Много)
- Что здесь лишнее? (Яблоко) Почему? (Потому, что – это фрукт)
- Какое яблоко по цвету? По размеру? По форме? Сколько яблок? (Одно)
- У меня на столе еще лежат карточки. давайте посмотрим, что на них изображено. Это фигуры!
Воспитатель поочередно показывает детям карточки, и они должны определить какая фигура лишняя и почему.
Например:
- 3 круга и 1 квадрат одинакового цвета и размера;
- 3 желтых круга и 1 зеленый круг;
- 3 маленьких квадрата и 1 большой квадрат одинакового цвета;
- 3 круга больших и 1 один круг маленький.
«Поездка на автобусе».
Задачи: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Методика проведения
Воспитатель раздает каждому ребенку билет на автобус. На нем нарисован круг, квадрат и треугольник. Автобусы – стулья. На них «номера автобусов» - такие же как у детей, но большего размера. Дети свободно ходят по группе. По сигналу воспитателя они должны быстро сесть в свой автобус. Контролер – воспитатель проверяет билеты.
Игра повторяется 2-3 раза, и каждый раз воспитатель меняет билеты.
«Чудесный мешочек».
Задачи: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Методика проведения
Я чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Воспитатель предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, другому ребенку – маленький.
Следует уточнять:
- Какую фигуру достал? Какого цвета? Какого размера?
В игре участвуют все дети.
«Сделай заборчик»
Задачи: учить последовательно, накладывая один предмет на другой, различать цвета предметов. Тренировать в различии правой и левой руки.
Методика проведения
На столе коробочки с палочками Кюизенера (5 палочек одной длины и одного цвета) и карточка :
- Что изображено на карточке? Что лежит в коробочке? (Палочки). Сколько их? Какого цвета?
Воспитатель предлагает детям сделать заборчик к домику. Напоминает, что левой рукой держат карточку, а правой выкладывают палочки, начиная от левой руки или от дерева. Палочка кладется на ориентир (точку).
- Что у нас получилось? (Заборчик).
- Молодцы. Соберите теперь палочки обратно в коробочку, также правой рукой.
«Где находится квадратик»
Задачи: учить детей находить предмет в пространстве, определять его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под. Закрепить знания цветов и геометрических фигур.
Методика проведения
- Возьмите один красный квадратик в правую руку.
- Поднимите квадратик вверх.
- Опустите квадратик вниз.
- Положите квадратик на стол.
- Спрячьте квадратик под стол.
Каждый раз спрашивать детей : «Где находится квадратик?»
Игра «Найди палочку»
Задачи: продолжаем знакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения; продолжать приучать их пользоваться словами «длиннее», «короче»; упражнять в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках разного цвета и разной длины.
Методика проведения
Дети сидят за столом, на котором стоят коробочки с палочками.
- Покажите сначала синюю палочку, потом – красную палочку.
- Как узнать, какая палочка длиннее? Положите палочки рядом, подравняйте концы палочек.
- Какая палочка длиннее? (Синяя)
- Проведите пальчиком по ней слева направо!
- Положите 1 белый кубик на короткую палочку и много белых кубиков на длинную палочку.
- На какой палочке у вас один кубик? (На красной)
- На какой палочке много кубиков? (На синей)
- Теперь уберите кубики в коробку. Какая палочка короче? (Красная)
- Положите на неё все кубики.
- Все ли кубики поместились на короткой палочке? (Нет) Почему? (Потому что она короткая).
- Молодцы соберите все в коробочку.
«Прятки»
Задачи: Упражнять в определении местонахождения предмета при помощи слов : под, впереди, сзади, справа, слева.
Методика проведения
Ребята, отгадайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это -. (Кот)
- К нам сегодня прибежал котик, но он куда-то спрятался. Надо его найти.
Дети вместе с воспитателем ищут котика, и находят его под столом.
- Где спрятался котик? (Под столом)
- Садитесь на коврик. Котик хочет с нами поиграть.
Воспитатель вызывает одного ребенка и меняя местоположение игрушки вокруг ребенка (впереди, слева, справа, сзади, просит сказать, где находится котенок. Игра повторяется несколько раз с различными детьми.
«Сделай коврик»
Задачи: закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, продолжать учить их пользоваться словами «длиннее», «короче».
Методика проведения
Давайте сделаем коврики из наших палочек коврики, красного и синего цвета.
Предложите детям соединить все палочки синего цвета и отдельно палочки красного цвета. Коврики кладутся друг над другом.
- Какой коврик у нас получился длиннее? (Синий) Какой коврик у нас получился короче? (Красный)
- Степа, проведи пальчиком по самому длинному коврику.
- Ваня, проведи пальчиком по самому короткому коврику.
Аналогичные задания даются еще 2-3 детям.
- Подумайте, на каком коврике котик захочет полежать на красном или на синем? Почему?
Котик лежит на синем коврике у каждого ребенка, благодарит и уходит.
«Что длиннее?» Задачи: Учить различать части суток: день, ночь. Упражнять в умении сравнивать предметы по длине. Продолжать формировать понятия «длинный», «короткий». Развивать внимание, мышление, речь. Продолжать формировать дружеские взаимоотношения.
Методика проведения
Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, катит мяч кому-нибудь из детей и говорит :
- Сапоги длинные, а ботинки…
Ребенок, у которого мяч, отвечает: «Короткие», и катит мяч воспитателю.
- У футболки рукава короткие, а у рубашки (длинные).
- Гольфы длинные, а носки (короткие).
- Шорты короткие, а брюки (длинные).
- Платье длинное, а юбка (короткая).
- Пальто длинное, а куртка (короткая).
«Сделай дорожку» (из конструктора «Лего»)
Задачи: учить детей сравнивать два предмета по ширине, используя слова: широкая, узкая, шире, уже. Закрепить знание цветов.
Методика проведения
- Для Мишки и Зайки надо сделать дорожки из кирпичиков, красного и синего цвета.
Предложите детям соединить все кирпичики синего цвета и отдельно кирпичики красного цвета, прикладывая, широкой стороной друг к другу. Дорожки кладутся рядом друг с другом.
Дети выполняют задание вместе.
- Какая дорожка у нас получилась шире? (Синяя) Какая дорожка у нас получилась уже? (Красная)
- Давайте пройдем по самой широкой дорожке. А теперь по самой узкой дорожке.
«Домик зайца»
Задачи: упражнять детей в сравнении двух предметов по ширине, а также обозначению словами результата сравнения: разные по ширине.
Методика проведения
У детей на столах домик с прорезью и три двери: одна точно закрывает прорезь, другая немного уже, а третья - немного шире.
- Садитесь за стол, поможем зайчатам спрятаться от серого волка.
- Спрячьте зайчика в домик и помогите закрыть ему дверь.
- Посмотрите двери одинаковые по ширине или разные? (Разные). Покажите мне узкую дверь. А теперь покажите широкую дверь. Подберите нужную дверь по ширине.
Дети выполняют задание. После того как дверь подобрана, спросите у детей :
- Какая дверь подошла - узкая или широкая? (Широкая)
- А что бы случилось с зайчатами, если бы вы взяли ту дверь, которая уже? (Узкая дверь не закрыла бы вход в домик, и волк мог бы поймать зайчика).
«Назови пропущенное слово»
Задачи: продолжаем учить различать и называть части суток: утро, вечер, день, ночь.
Методика проведения
Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч и начинает предложение, пропуская название частей суток.
- Ты завтракаешь утром, а обедаешь…
- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой…
- Днем ты обедаешь, а ужинаешь…
- Утром ты просыпаешься, а спишь…
- Вечером ты ужинаешь, а завтракаешь…
- Ночью ты спишь, а играешь…
«Столбики»
Задачи: учить детей сравнивать два предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», «одинаковые». Закреплять: умение различать левую и правую руку; знание цветов.
Методика проведения
На столах лежат цветные счетные палочки: красные и голубые; карточки.
- Ребята, что лежит у вас на столе? (Палочки) Какого цвета палочки? (Красные и голубые) Сколько их?
- Возьмите красную и голубую палочки? Сравните их по высоте? (прикладывая одну палочку к другой) Какая палочка высокая? Какая палочка низкая?
- Поставьте на карточку сначала высокий столбик (напоминаем детям, что ставить палочки нужно слева направо, потом тот который пониже.
- С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?
Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).
«Ниже, выше» (с мячом)
Задачи: обозначать результаты сравнения словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», «одинаковые».
Методика проведения
Дети стоят полукругом. Воспитатель катит мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечает и катит мяч воспитателю.
- Стул низкий, а стол (высокий)
- Дерево высокое, а куст (низкий)
- Ребенок ниже, а воспитатель (выше)
- Шкаф выше, а стул (ниже)
- Елочка высокая, а цветок (низкий) И т. д.
«Найди свой домик»
Задачи: упражнять в различении геометрических фигур, названии цвета
Методика проведения
Перед детьми на полу лежат геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) и три обруча в центре каждого лежит одна геометрическая фигура. Воспитатель предлагает детям разложить фигуры в свои домики. После выполнения задания воспитатель спрашивает.
- Какие фигуры лежат в домиках?
- Какого цветы треугольники? Какого цвета квадраты? Какого цвета круги?
- Сколько фигур?
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время убирает треугольники, оставив только один треугольник.
- Ребята, что изменилось?
Игра повторяется 2 раза (можно оставлять две фигуры, и подводить детей к тому, чтобы они говорили, что осталось «мало…»).
«Столько же»
Задачи: учить детей выполнять столько движений сколько они услышат хлопков.
Методика проведения
Воспитатель несколько раз хлопает в ладоши.
Дети должны столько же раз выполнить какое-нибудь движение: присесть, наклониться, поднять руки и т. д.
«Строители»
Задачи: упражнять в сравнении предметов по высоте, по длине, обозначать результаты сравнения словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».
Методика проведения
На полу стоит конструктор «Лего» (крупный). Воспитатель просит детей, сравнить каких кубиков больше, каких кубиков меньше, или их поровну, и как это можно сделать.
Дети выясняют, что: зеленых кубиков больше, желтых – еще меньше, красных – мало.
Затем воспитатель просит построить из кубиков башенки (из зеленых кубиков башенку, из желтых кубиков башенку, из красных кубиков башенку) и сравнить какого цвета башенка выше, какого цвета ниже.
- Какая башенка самая высокая? (зеленая)
- Какая башенка самая низкая? (красная)
- Какая башенка выше желтой башенки? (зеленая)
- Какая башенка ниже желтой башенки? (красная)
«Репка»
Задачи: формировать пространственные представления : впереди, сзади, между. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве «от себя».
Методика проведения
Воспитатель читает сказку «Репка». По ходу действия выставляет игрушки или картинки, изображающие деда, бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы:
- Кто впереди? Кто сзади? Кто стоит за бабкой?
- Кто стоит впереди кошки? Кто стоит между бабкой и Жучкой? И т. д.
«Найди свое место».
Задачи: формировать пространственные представления : впереди, сзади, между. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве «от себя».
Методика проведения
Воспитатель вызывает по 3 ребенка и предлагает задания с использованием терминов «впереди», «сзади», «между» :
- Постройтесь так, чтобы Оля была сзади Тани, но впереди Саши.
- Встаньте так, чтобы Катя была впереди Иры, а Ира – впереди Маши.
- Оля встань между Сашей и Мащей.
«Пришиваем пуговицы к кофточке».
Задачи: закреплять умение сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами «столько – сколько», «больше – меньше».
Методика проведения
Дети сидят за столами. У каждого ребенка контурное изображение кофточки с петельками и пуговки (на одну меньше, чем петелек).
Воспитатель дает задания:
- К каждой петельке нужно пришить (приложить) пуговку.
- Сколько петелек? Сколько пуговок?
- Чего больше – петелек или пуговок?
- Чего меньше – пуговок или петелек?
- Что нужно сделать, чтобы в каждой петельке была пуговка?
Воспитатель раздает недостающую пуговку и просит детей сделать так, чтобы в каждой петельке была пуговка.
«Поможем куклам подобрать одежду для прогулки».
Задачи: упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами «большой», «маленький».
Методика проведения
Дети сидят на ковре. Воспитатель показывает детям двух кукол разных по размеру.
- Куклы одинаковые по размеру или разные?
- Какая кукла больше? Какая меньше?
Воспитатель предлагает детям подобрать им одежду для прогулки: пальто, шапочки, обувь и т. д.