Галина Бузулукова
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Оборудование:набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др. ,плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы : «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»
Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе.
Оборудование: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).
Ход игры: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.
«ПРОГУЛКА В ЛЕС»
Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Оборудование: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).
Ход игры: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.
На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.
«ЛЕСНИК»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Оборудование: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).
Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
«ПТИЦЫ, РЫБА, ЗВЕРИ»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой классификации.
Оборудование: мяч
Ход игры:Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Оборудование: лепестками разной формы, картинки цветов
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
«ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»
Цель: закреплять знания детей о овощах, о том какие части у овощей съедобны.
Оборудование: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В первый обруч надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в второй обруч – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда.
Вариант 2. Берется три обруч. В третьем обруче должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Вариант 3. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!».
«ЧЬИ СЕМЕНА?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Оборудование: карточки овощей, фруктов; тарелочка с разными семенами.
Ход игры. Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
«ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «ласточка». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «щука» ребенок отвечает «вода», на слово «лиса» - «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«КАКОЕ НАСЕКОМОЕ, НАЗОВИ?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых : муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик.
Оборудование: разрезанные картинки насекомых.
Ход игры: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки.
Загадки о насекомых:
1. Всех жучков она милей
А на ней кружочки
Спинка красная у ней.
Черненькие точки. (Божья коровка)
2. Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто … (Стрекоза)
3. Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая… (Пчела).
4. В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский. (Жук)
5. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)