Наталья Овсянникова
Картотека дидактических игр для индивидуальной работы с детьми группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИТЧЕСКОГО СЛУХА
Цель. Упражнение детей в подборе слов на определенные звуки.
Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.
Игра сопровождается разными стихотворениями.
«ХЛОПНЕМ В ЛАДОШИ»
Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:
Хлопнем дружно все в ладоши,
Если звук услышим [у].
На другие звуки
Мы опустим руки
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков).
«ЗАЙКА ЗВУКИ УЧИЛ»
Публикация «Картотека дидактических игр для индивидуальной работы с детьми группы комбинированной направленности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Оборудование. Картинки с заданным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.
Воспитатель читает стихотворение:
Зайка звуки учил,
Зайка звуки позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок.
Подошел к нему котенок,
Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,
[м] услышишь — громко хлопай,
Да еще и ножкой топай».
После чтения стихотворения педагог показывает картинки, а дети выполняют задание.
Вариант игры. Воспитатель называет только слова
(без наглядного сопровождения).
«КЛУБОЧЕК»
Цель. Развитие фонематического слуха; закрепление произношения разных звуков в словах.
Оборудование. Клубок ниток.
Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит:
По дорожке Катя шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок маленький, нитки аленьки.
Вы слова на [ш] скажите,
Нашу нитку не порвите.
Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).
«МИШКИ, МЫШКИ, МОШКИ»
Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.
Мишки идут вразвалочку, громко кричат: «М-м-м-м-ы» (Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)
Мышки ходят на носках и тихонечко пищат: «Пи-пи-пи» (Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед грудью.)
Маленькие мошки быстро летят, тоненько звенят: «И-и-и-и» (Легкий бег, руки в стороны.)
Далее воспитатель в любой последовательности называет персонажей. Дети двигаются, имитируя движения и звуки заданного героя.
«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспитатель объединяет детей в три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последовательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя.
«ЗВУКОВАЯ ЗАРЯДКА»
Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО СЛУХА
«СЛОВА»
Цель. Упражнение детей в определении количества слогов в слове. Воспитатель говорит детям:
Будем с вами слова подбирать.
Вам начинать, а мне продолжать.
Подбираем слова, состоящие из двух слогов.
Дети (по очереди) Воспитатель
а-а-а- -ист
са- -хар
ка- -ша
И т. д.
Варианты игры
А) Воспитатель говорит детям: Будем с вами слова подбирать.
Мне начинать, а вам продолжать.
Подбираем двухсложные слова.
Воспитатель Дети (по очереди)
ко- -за; (-са; -ра; -ни)
ро- -га; (-за; -са)
пи- -ла; (-ща)
И т. д.
Б) Работа в парах.
Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать.
Один начинает, другой продолжает.
Подбираем двухсложные слова.
Ребенок Ребенок
ли- -мон; (-са; -па)
ва- -гон; (-за)
ба- -ня; (-нан)
И т. д.
Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.
«СЛОГИ»
Цель. Закрепление умения делить слова на слоги.
Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.
Например : лисица (--); медведица (-);
заяц (--) и пр.
Игра проводится на время: 2—3 мин — выполнение задания, 2—3 мин — проверка. В заключение можно определить победителей.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
«ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Цель. Закрепление представления детей о родо-видовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).
Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например :
рыба — карась, рыба — сом, рыба — щука и т. п. ;
одежда — куртка, одежда — пальто, одежда — брюки и т. п. ;
птица — галка, птица — ворона, птица — воробей и т. п. ;
мебель — кровать, мебель — диван, мебель — стул и т. п. ;
зверь — хорек, зверь — медведь, зверь — собака и т. п. ;
посуда — кастрюля, посуда — чашка, посуда — тарелка и т. п. ;
цветок — гвоздика, цветок — роза, цветок — ромашка и т. п. ;
ягода —малина, ягода —смородина и т. п.
фрукты —яблоко, фрукты — банан, фрукты — груша и т. п. ;
ягода —калина, ягода —ягода и т. п. ;
дерево — сосна, дерево — клен, дерево — береза и т. д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
«ВОЛШЕБНИКИ»
Цель. Упражнение в употреблении существительных множественного числа.
Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе. Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например : стул — стулья; кукла — куклы; машина — машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро — ведра; кольцо — кольца и т. п.).
«ОДИН - МНОГО»
Цель. Упражнение в употреблении существительных множественного числа. Педагог называет предметы в единственном числе, а дети — во множественном числе.
Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов.
— Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит.
Воспитатель: Я вижу машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду.
Дети (хором) : Мы видим машины, сливы, арбузы, книги, рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды. Примечание. Для детей 6—7 лет наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на -а и -я.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
Цель. Упражнение детей в согласовании прилагательных с существительными.
Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает несколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью.
Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть вокруг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они видят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.
«СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель. Упражнение детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог называет слова, а дети образуют от них уменьшительно-ласкательную форму.
Воспитатель Дети (хором)
Торт - тортик
Брат - братик
Зонт - зонтик
Мост - мостик
кот - котик
рот - ротик
лист - листик
пакет - пакетик
хвост - хвостик
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЛИСТОЧКА»
Цель. Активизация употребления предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).
Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с детьми путешествует по группе.
— Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.)
Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.)
Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д. ; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д. ; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.)
Примечание. Аналогичная игра проводится с перышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Детей продолжают учить:
на одном выдохе произносить 4—6 отдельных слогов (гав-гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып-цыпи т. п.); 3—5-слож-ные слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество, настроение и т. п.);
слитно произносить фразы из 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.
Продолжается работа над дифференцированным дыханием: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения необходимо проводить систематически; включать их не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, в занятия по разным видам деятельности.
«РАССКАЗЫВАЕМ ВМЕСТЕ»
1-й вариант
Цель. Упражнение детей в умении произносить 3—4 слога на одном выдохе.
Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2—3 раза).
Воспитатель. Наши курочки в окно.
Дети (вдох). Ко-ко-ко! (Вдох.) Ко-ко-ко!
Воспитатель. А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет.
Дети (вдох). Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель. Наши уточки с утра.
Дети (вдох). Кря-кря-кря! (Вдох.) Кря-кря-кря!
Воспитатель. Наши гуси у пруда.
Дети (вдох). Га-га-га! (Вдох.) Га-га-га!
2-й вариант
Цель. обучение произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом.
Воспитатель рассказывает вместе с детьми стихотворение.
Воспитатель. Эй, Ванюша, посмотри.
Дети (вдох). Мы пускаем пузыри.
Воспитатель. Красный, синий, голубой.
Дети (вдох). Выбирай себе любой!
Дети рассказывают командами стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» (одну строчку произносит первая команда, другую строчку — вторая команда). Дети делятся на команды следующим образом: по их желанию; на мальчиков и девочек.
1-я команда. Плачет Киска в коридоре.
2-я команда. У нее большое горе.
1-я команда. Злые люди бедной Киске.
2-я команда. Не дают украсть сосиски!
«НА ПРИЕМЕ У ВРАЧА»
Цель. Упражнение во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом).
При выполнении упражнения можно использовать разные варианты:
коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом и выдохнули ртом. Еще раз. И еще раз» — так проигрываются все варианты дыхания);
выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).
Упражнять на одном выдохе произносить 3—4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов («Мышата — пи-пи-пи-пи»; «Петушок — ку-ка-ре-ку»; слова самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.).
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
«РАЗНЫЕ ЗВЕРИ»
Педагог предлагает детям поиграть пальчиками, показать разных зверей.
— У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»).
У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»).
А у детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро зайчика превратить в козу и наоборот. (Дети выполняют упражнение «Коза — заяц» 10—12 раз сначала в медленном темпе, а затем в быстром.)
«ГОРОШИНА»
Педагог раздает детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошину в щепоть и катают ее между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают стихотворение и выполняют упражнение) :
Мы горошину в двух пальцах помнем,
О горошине зеленой мы споем.
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай, горошина, детвору.
После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.
Для развития мелкой моторики руки используется бисероплетение, лепка, конструирование из бумаги и мелкого конструктора «Лего», а также «Мозаика» (225 деталей, прямоугольное поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).
«Мозаика» (160 деталей, круглое поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).
Логическая игра «Змейка».
Речевые игры, упражнения, задания.
Цель. Закрепление достижений детей по разным направлениям речевого развития.
Конкретный материал педагоги отбирают сами из многочисленных дидактических пособий, учитывая специфику и динамику речевого развития детей группы.
В нашей группе имеются в наличии следующие настольно-печатные игры.
1. «Стану отличником» формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги.
2. «Считаем и читаем» развитие зрительного восприятия, внимания, навыки счёта и чтения.
3. Игра-лото «Чтение» освоение звуко-буквенного анализа, упражняться в чтении, считаем количество букв в слове.
4. Лото «Мы со звуком «К» играли» - закрепление нахождения места звука в слове, отбор картинок с заданным звуком.
5. Логопедическое лото «Звук «Р» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
6. Логопедическое лото «Звук «Ш» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
7. Логопедическое лото «Звук «Л» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.
8. Первое чтение «Деревья и цветы» - пополнение знаний по ботанике.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.
9. «Жук» учимся читать по буквам, собираются части картинки по типу пазла с образованием слова.
10. Читаем по буквам запоминание букв, умение находить и различать их и читать в словах.
11. Логопедическое лото: изучение звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
12. «Делим слова на слоги» слоговый анализ слов, ударение.
13. «Развитие связной речи» составление описательных высказываний.
14. «В мире звуков» развитие фонематического слуха.
Литература:
1. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. «Развитие речи детей 6-7 лет»
3. Интернет ресурсы.