Марина Кабулова
Картотека дидактических игр для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать
Картотека дидактических игр для детей старшей и подготовительной групп
МДОБУ №115 Детский сад «Колокольчик» г. Сочи
Картотека дидактических игр для детей старшей и подготовительной групп.
Подготовила воспитатель: Кабулова М. М.
2021г.
1. «Один - много».
2. «Кто чей малыш?»
3. «Скажи ласково».
4. «Назови одним словом».
5. «Кто кем станет?»
6. «Когда это бывает?»
7. «Четвертый лишний».
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
8. «Закончи предложение».
9. «Что где растет?»
10. «Чудесный мешочек».
11. «Весёлая математика».
12. «Найди похожее».
13. «Что таким бывает?»
14. «Назови пять…»
15. «Подбери рифму».
16. «Назови лишнее».
17. «Скажи наоборот».
18. «Исправь ошибку».
19. «Какой, какая или какое?»
20. «Путаница – 1».
21. «Путаница –2».
22. «бывает или нет?»
23. «Дополни предложение».
24. «Какое время года?»
25. «Что изменилось?»
26. «Ну-ка, отгадай!»
27. «Кому что нужно?»
28. «Летает - не летает».
29. «Да или нет?»
30. «Сосчитай смайлики!»
1. «Один – много».
Цель: закреплять умение детей правильно образовывать и использовать в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход игры: педагог сначала показывает картинку с изображением одного предмета, называя имя существительное в единственном числе. Следом показывает картинку с изображением уже нескольких таких же предметов и просит детей назвать существительное во множественном числе.
Пример:
Мальчик – мальчики,
кубик – кубики,
карандаш – карандаши,
слон – слоны,
морковка – морковки,
стол – столы.
2. «Кто чей малыш?»
Цель: закрепить названия животных и их детёнышей в речи детей, развивать память и внимание.
Ход игры: педагог называет какое-либо животное, бросая мяч ребенку, а ребёнок должен вернуть мяч педагогу, при этом называя детёныша этого животного. Слова сгруппированы в зависимости от способа их образования. Название детёнышей из последней группы слов необходимо просто запомнить.
Примеры:
а) медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, еж – ежонок, мышь – мышонок, белка – бельчонок;
б) слон – слонёнок, лось – лосёнок, тигр – тигрёнок, коза – козлёнок, утка – утёнок, лиса – лисёнок, лев – львёнок, гусь – гусёнок, олень – оленёнок, дельфин – дельфинёнок;
в) лошадь – жеребёнок, курица – цыплёнок, овца – ягнёнок, корова – телёнок, свинья – поросёнок.
3. «Скажи ласково».
Цель: обучать построению слов, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, правильному согласованию слов, способствование формированию у дошкольников грамотной речи.
Ход игры: педагог называет слово или словосочетание, ребенок подбирает уменьшительно-ласкательную форму.
Примеры:
белый заяц – беленький зайчик,
синяя лента – синенькая ленточка,
теплая вода – тепленькая водичка,
холодный день – холодненький денёчек,
красивая кукла – красивенькая куколка,
короткая куртка – коротенькая курточка,
полосатый носок – полосатенький носочек.
4. «Назови одним словом».
Цель: развитие способности к группированию предметов по какому-либо признаку, обобщению и классификации.
Ход игры: педагог перед дошкольниками раскладывает картинки, просит внимательно их рассмотреть и назвать одним словом.
Примеры:
капуста, свекла, огурец, картофель, кабачок, чеснок - овощи;
корова, баран, лошадь, собака, коза, кошка – домашние животные;
стол, кровать, комод, кресло, диван, шкаф – мебель;
автобус, теплоход, поезд, самолет, машина – транспорт;
один, восемь, четыре, шесть, ноль, два – цифры.
5. «Кто кем станет?»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление падежных окончаний, развитие внимания и мышления.
Ход игры: бросая мяч ребенку, педагог называет предмет или
животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем)
может стать названный объект в будущем.
Пример:
котёнок – кот, зерно - колос,
ткань – одежда, бутон – цветок,
яйцо – курица, икринка – рыба,
семечка – подсолнух, желудь – дуб,
жеребёнок – лошадь, гусеница – бабочка,
мука – хлеб, ручеёк – река.
6. «Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания о временах года, об их чередовании и основных отличительных признаках.
Ход игры: педагог выкладывает на столе картинки с изображением различных сезонных явлений (падающий снег, цветущие сады, осенний лес, изображения людей в сезонной одежде, либо выполняющих сезонные работы). Ребёнку предлагается отобрать картинки, которые можно соотнести только с каким-то определенным временем года. Далее, педагог и дети совместно рассматривают их и отмечают, какие картинки были правильно отобраны, а какие нет.
7. «Четвёртый лишний»
Цель: способствовать расширению словарного запаса у детей, развивать внимание и мышление, способность к обобщению признаков предметов, выделению отличительных признаков.
Ход игры: педагог, называет четыре слова и просит детей определить, какое из слов в этой группе лишнее.
Пример:
а) яблоко, тыква, персик, банан;
б) тигр, слон, жираф, корова;
в) красный, желтый, зелёный, гнилой;
г) мяч, кукла, машинка, кирпич;
д) диван, кровать, стол, врач.
8. «Закончи предложение».
Цель: обучение навыку дополнения фразы прилагательным с антонимичным значением, развитие внимания и мышления.
Ход игры: педагог говорит начало фразы, дети – конец, при этом произносят противоположное слово.
Пример:
День – светлый, а ночь (темная);
речка - узкая, а море (широкое);
лето – теплое, а зима (холодная);
сахар – сладкий, а соль (соленая);
кролик – пушистый, а ёж (колючий);
шепот – тихий, а крик (громкий).
9. «Что где растет?»
Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах, закрепить представления о том, что и где растет.
Ход игры: педагог произвольно раскладывает на столе карточки с изображением различных фруктов, овощей и ягод. Детям предстоит разложить эти карточки по группам, в зависимости от того, где они произрастают : в саду (на дереве) или в огороде (на грядке).
10. «Чудесный мешочек».
Цель: закреплять умение определять предмет по характерным внешним признакам на ощупь и составлять его описание, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах, развивать диалоговую речь.
Ход игры: педагог складывает в непрозрачный мешок различные небольшие предметы,
которые хорошо знакомы дети. Далее, ребенок опускает руки в мешочек, нащупывает
предмет и, не вынимая его из мешка, пытается определить что это. Педагог может задавать дополнительные вопросы, какой формы предмет, из чего он сделан, для чего его
используют.
11. «Весёлая математика».
Цель: расширение и обогащение словарного запаса детей, закрепление согласования существительных с числительными в речи.
Ход игры: педагог произносит словосочетание из существительного ед. ч. с числительным «один», а перед ребенком ставится задача назвать это же существительное во мн. ч, согласованное с любым другим числительным в пределах «10».
Пример:
один гвоздь - семь гвоздей,
одна конфета – пять конфет,
одна груша – восемь груш,
один день – семь дней.
один цыплёнок – пять цыплят,
одна звезда – девять звезд.
12. «Найди похожее».
Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать внимание, воображение.
Ход игры: педагог рассаживает детей по периметру помещения, заранее готовит карточки с изображением различных геометрических фигур. Показывая карточку с фигурой детям, просит найти в окружающей их обстановке предметы, похожие по форме на эту фигуру.
Пример:
круг - часы, мяч, глобус, цветочный горшок, тарелка;
прямоугольник – кровати, шкаф, дверь, коврик;
квадрат – стол, кубик, окно,
овал – панно, зеркало, блюдо и. т. д.
13. «Что таким бывает?»
Цель: расширение словарного запаса детей, используя имена прилагательные, развитие памяти и воображения.
Ход игры: педагог задаёт вопрос ребёнку, бросая ему в руки мяч, ребенок же, возвращая мяч педагогу, должен ответить на поставленный пред ним вопрос.
Пример:
- что бывает мягким? (вата, подушка, шерсть кролика, пух, перышко);
- что бывает кислым? (лимон, яблоко, щавель, виноград);
- что бывает тонким? (лист бумаги, нить, ткань, стебелёк, голосок);
- что бывает соленым? (огурец, слёзы, море, суп);
- что бывает высоким? (шкаф, человек, гора, башня, забор).
14. «Назови пять…»
Цель: расширение и активизация словаря, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры: можно играть сидя, дети рассаживаются на стульчики напротив педагога. По очереди каждому ребенку дается задание назвать группу из пяти определенных предметов, явлений, названий.
Пример:
- назвать пять геометрических фигур (круг, ромб, квадрат, треугольник, овал);
- перечислить пять названий русских народных сказок («Колобок», «Репка»,
«Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя»);
- назвать пять предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать);
- перечислить названия пяти дней недели (вторник, среда, четверг, пятница, суббота);
- перечислить пять названий цветов (розовый, серый, черный, синий, желтый);
- назвать пять домашних животных (корова, коза, лошадь, собака, кошка).
15. "Подбери рифму".
Цель: развитие фонематического слуха, мышления, внимания.
Ход игры: педагог разъясняет детям, что есть слова, которые сходные по звучанию. Зачитывает любой детский стих и просит помочь ему подобрать подходящее и по смыслу и по звучанию слово.
Пример:
Приходили к Мухе блошки, приносили ей (сапожки,
А сапожки не простые – в них застежки (золотые).
Приходила к Мухе Бабушка-Пчела,
Мухе-Цокотухе меду (принесла).
«Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше (угощенье?»
16. «Назови лишнее!»
Цель: развитие внимание, мышления, диалоговой речи.
Ход игры: ребенку демонстрируются картинки с рядом предметов. Из этой группы он должен выделить по отличительным признакам и отложить лишний предмет, при этом объясняя свой выбор, отвечая на вопросы воспитателя.
Пример:
- корова, баран, кошка, лошадь, жираф (жираф – дикое животное);
- огурец, груша, помидор, редис, капуста (груша – фрукт);
- квадрат, круг, треугольник, чайник, ромб (чайник - не геометрическая фигура);
- Маша, Даша, Коля, Юля, Катя (Коля – имя мальчика).
17. «Скажи наоборот!»
Цель: обогащение лексикона ребенка словами - антонимами.
Ход игры: педагог называет слово, а ребенок подбирает слово, имеющее противоположное по смыслу значение.
Пример:
Друг – враг, минус – плюс, добро – зло, девочка – мальчик,
правда – ложь, утро – вечер, дождь – солнце;
большой – маленький, белый – черный, мокрый – сухой,
холодный – теплый, грязный – чистый, добрый – злой,
грустный – веселый, низкий – высокий, кривой – прямой;
низ – верх, сзади – спереди, вправо – влево, много – мало.
18. «Исправь ошибку».
Цель: учить детей понимать смысл предложения, развивать внимание и логическое мышление.
Ход игры: педагог зачитывает предложения, в которых допущены ошибки, а детям предлагает внимательно послушать, найти и исправить эти ошибки.
Пример:
Клубок играет с котёнком.
Болото квакает в лягушке.
Саша надел голову на шапку.
Кошка в лапах у мышки.
Шоссе едет по машине.
Над бабочкой порхает цветок.
19. «Какой, какая или какое?»
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру или явлению.
Ход игры: педагог называет какое-либо существительное, а дети должны подобрать к нему как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Пример:
Заяц – беленький, маленький, пушистый, трусливый, ушастый.
Машина – новая, красивая, быстрая, железная, большая.
Девочка – умная, добрая, веселая, воспитанная.
Снег – мокрый, холодный, липкий, белый.
Помидор – красный, вкусный, спелый, сочный.
20. «Путаница -1».
Цель: активизировать словарь детей, развивать речь, логическое мышление, внимание.
Ход игры: педагог читает предложения с перепутанными словами, а детям предлагает исправить ошибки и правильно построить предложения.
Пример:
Саша надела голову на шапку.
Над бабочкой порхает цветок.
На шишке висит сосна.
У мышки в лапах кошка.
Зимой в саду расцвели яблони.
После грибов будут дожди.
21. «Путаница – 2».
Цель: развитие правильной речи, памяти, мышления, воображения.
Ход игры: педагог зачитывает перепутанные стихи, детям предлагает внимательно послушать и исправить ошибки.
Пример:
В печке выпечен бутон (батон, а в петлицу вдет батон (бутон).
По траве ползет бидон (питон, молоко течет в бетон (бидон).
А на стройке есть питон (бетон…
С другом мы играли в чашки (шашки, пили чай из белой шашки (чашки).
Вылезла из норки шишка (мышка, на неё упала мышка (шишка).
Под кустом сидели шишки (мышки, на сосне висели мышки (шишки).
В воздухе летела кошка (мошка, молоко лакала мошка (кошка).
На столе стояла кошка (плошка, на полу сидела плошка (кошка).
22. «Бывает или нет?»
Цель: способствовать развитию речи, логического мышления, умения замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: педагог произносит различные фразы, в некоторых из которых присутствуют логические или лексические ошибки. Детям предлагают найти противоречия в предложениях. При обнаружении ошибки нужно лопнуть в ладоши один раз.
Пример:
- Ночью взошла луна, и ярко светили звезды.
- Мне стало жарко и я надела шубку.
- Осенью появляются первые подснежники.
- Летом медведь спит в берлоге и сосёт лапу.
- Ночью все ложатся спать, а по утрам просыпаются.
- Мальчик виляет хвостом.
- Пожарный тушит пожар.
- Ветер качает деревья.
- Стрекоза собирает мёд.
23. «Дополни предложение».
Цель: развитие речевой активности, внимания и мышления детей.
Ход игры: педагог произносит начало предложения, а детям предлагает дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное по смыслу предложение.
Пример:
Бабушка печет (сладкий пирог, вкусные пирожки).
Малышу подарили (большую машинку, резиновый мячик, цветные кубики).
У Катюши в руке (новая книжка, красный шарик, клубничное мороженое).
Девочка купила в магазине (разные конфеты, свежий хлеб, маленький блокнот).
24. «Какое время года?»
Цель: расширять и закреплять знания детей о временах года и их основных признаках, развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры: педагог читает загадки о временах года, а дети должны по характерным признакам угадать о каком времени года речь.
Пример:
1. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима).
2. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой - улей, пчела первый мёд принесла. (Весна).
25. «Что изменилось?»
Цель: развивать у детей зрительную память и наблюдательность.
Ход игры: ведущий закрывает глаза и отворачивается от детей на пару минут. За это время несколько выбранных детей меняют что-нибудь в своём облике: меняются элементами одежды, расстёгивают пуговицу или молнию, какую-то деталь одежды одевают наизнанку, меняют обувь. Затем ведущий поворачивается и открывает глаза, ему предлагают найти изменения во внешности ребят.
26. «Ну-ка, отгадай!»
Цель: учить детей описанию предмета, не глядя на него, выделению в нём существенных и отличительных признаков, угадыванию предмета по описанию, расширять словарный запас детей, развивать внимание и мышление.
Ход игры: под руководством педагога играют парами. Один из детей загадывает любой предмет, при этом, не называя его вслух, описывает по памяти. Другой ребенок по этому описанию пытается отгадать, какой предмет был загадан. Если отгадать не получилось, подключаются другие дети, помогают отгадать все вместе.
27. «Кому что нужно?»
Цель: закреплять знания о различных профессиях, развивать умение различать и называть предметы, используемые людьми определённых профессий, развивать внимание, зрительную память.
Ход игры: педагог называет профессию, а ребятам нужно назвать предметы или принадлежности, необходимые для работы человеку этой профессии. Можно изменить условия игры: педагог называет предмет, а дети называют профессию, в которой он используется.
Пример:
повар - половник, кастрюля, сито;
врач - халат, фонендоскоп, шприц;
полицейский - фуражка, свисток, форма;
учитель - книга, указка, мел. журнал.
28. «Летает – не летает?»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, ловкости.
Ход игры: педагог становится в центр круга, дети строятся вокруг педагога. Называя какой-либо предмет, педагог бросает при этом ребенку мяч. Ребёнок, которому летит мяч, должен поймать его, при условии, что названный предмет летает, если же нет, то нужно отбросить руками мяч от себя. Те, кто ошибаются – выбывают из игры.
29. «Да или нет?».
Цель: Закреплять и расширять знания детей об осени и её приметах.
Ход игры: педагог читает вопрос и спрашивает - является ли то или иное явление признаком осени, а дети должны отвечать «да» или «нет».
Пример:
- Под ногами листья желтые шуршат. Осенью бывает листопад?
- Солнце светит, детвора в море плещется с утра?
- Пролетают паутинки с паучками в серединке?
- Осень очень любит плакать, дождиком на землю капать?
- Птицы разные поют, на деревьях гнезда вьют?
- Любит листьями шуршать и с деревьев их срывать?
- Отмечаем Новый год, дружно водим хоровод?
- Не слыхать веселых песен соловья, улетели птицы в дальние края?
- Солнце спряталось за тучки, серый дождик всем наскучил?
30. «Сосчитай смайлики!»
Цель: закреплять счет в пределах «10», развивать внимание, память, мышление.
Ход игры: педагог заранее подготавливает 10 карточек с изображением определенного количества смайликов на каждой (от 1 до 10) и 10 карточек с изображением цифр (от 1 до 10). Карточки раскладывает на двух столах по отдельности. Ребенку предстоит взять карточку с первого стола, сосчитать количество смайликов на ней и подобрать к ней карточку с цифрой, соответствующей числу смайликов со второго стола.