Сайкина Кристина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного взраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Скалодром для глаз».
Цель: развития зрительного восприятия и внимания детей, укрепления глазных мышц,развития пространственной ориентировки.
Перед ребёнком ставится задача, например, найти - какого цвета шарик у Кота в сапогах, или найти - кто держит красный шарик и т. д.
Для того, чтобы поддерживать интерес детей герои (куклы, дети, сказочные герои, а также воздушные шары (воздушные змеи) периодически меняются (можно менять местами между собой, а можно частично или полностью заменять их другими). Также меняется и "траектория" поиска (расположение верёвочки от шариков и воздушных змеев к героям или наоборот). Для того, чтобы это стало возможным все фигуры делаются съёмными (с петельками с изнанки или отверстия вверху каждой фигурки). По стене крепятся небольшие шурупы с широкой шляпкой - на нижние и верхние мы размещаем фигурки, а те, что расположены между ними служат опорой для прокладывания пути ниточкой.
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного взраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Цвет воздушных шаров, воздушных змеев и самих ниточек, а также сложность самого маршрута ниточки мы выбираем в соответствии с возрастом и возможностями конкретных детей, постепенно увеличивая количество героев, цветов и усложняя маршрут нитей. При проверки правильности ответа использую лазерную указку.
«Чистоплотные дети».
Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы»(гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
2 вариант. Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?». Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло, полотенце).
«Ты – моя частичка»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)
«Спортлото»
Цель: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Правила: играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.
«Что вредно, что полезно».
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять свой выбор, внимание, мышление, речь.
Ход игры: детям раздаются карточки и фишки красного и зеленого цвета. Если явление или предмет полезен – ставится фишка зеленого цвета, если вреден – красного цвета. Объяснить свой выбор.
В игре используются картинки: полезно -заниматься физкультурой, закаляться, заниматься спортом, употреблять в пищу овощи, содержать тело в чистоте (мыть руки, употреблять в пищу фрукты. Вредно - курить, лежать на диване ничего не делая, употреблять в пищу чипсы, много сладостей, кутаться в холодную погоду, не мыться.
«Что где растет?»
Цель: научить ребенка объединять различные виды растений в группы и называть обобщающие названия этих групп.
Ход игры: разложите перед ребенком обобщающие карточки и положите одну сюжетную. Например, карточку с помидором. Ребенок должен присоединить ее к обобщающей карточке с изображением грядки. Одинаковый фон карточек каждой группы станет для ребенка подсказкой и поможет соотнести картинки правильно. Комментируйте правильные действия ребенка, особенно, если он ориентируется больше по цвету фона: «Молодец! Помидор растет на грядке /в огороде!», «Яблоко растет на дереве / в саду!», «Одуванчик растет на поляне / на лугу!»
«Кто больше скажет слов о мяче?»
Цель: расширять и активизировать словарный запас.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, называет слово-признак или слово-действие.
Например: Мяч, какой?. (Круглый, резиновый, упругий, красивый, большой, легкий, детский, спортивный, футбольный)
Что умеет делать мяч?. (Он умеет прыгать, скакать, кататься, плавать, летать).
«Найди отличия»
Цель: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику.
Правила: игроку предлагают рассмотреть картинки; назвать вид спорта; найти отличия между изображениями.
«Аскорбинка и ее друзья»
Цель: закрепления знаний о витаминах
Правила игры: играют 1-9 человек и ведущий.
На круглых карточках изображены витамины, а на угловых - продукты питания, злаки.
Игрокам раздаются поровну круглые карточки. Угловые карточки перемешиваются и выкладываются на середину стола лицевой стороной вверх, не перекрывая друг друга.
По сигналу ведущего игроки берут нужные им угловые карточки и подставляют их с четырёх сторон к центральной круглой карточке, получая целую картинку.
Побеждает тот, кто первым правильно собрал пазлы.
Совет! Для закрепления знаний о витаминах желательно: чтобы каждый игрок собрал все пазлы.
Обратите внимание детей на то, что в одних и тех же продуктах содержатся разные витамины.
«Спортивная викторина»
Цель: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх
раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.
«Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику,
мышление, память.
Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.
«Хорошо и плохо»
Цель: учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.
«Отдыхай активно» (кубики)
Цель: учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.
Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.
«Спортивная викторина»
Цель: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
Правила: играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.
«Кому нужны эти вещи»
Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах.
Материал: предметные картинки из серии «Спорт».
Ход игры
Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы. Обруч нужен… (гимнастке) .
Велосипед нужен (велосипедисту). Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) .
Ракетка нужна (теннисисту) .