Ольга Ткаченко
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву п
▼ Скачать + Заказать документы
(начало)
100. Игра «Пара»
101. Игра «Пересчитай предметы»
102. Игра «Повар»
103. Игра «Поварята»
104. Игра «Повторение названий весенних месяцев»
105. Игра «Повторение названий осенних, зимних месяцев»
106. Игра «Подбери картинки»
107. Игра «Подбери нужное слово»
108. Игра «Подбери по 3 слова»
109. Игра «Подбери предмет»
110. Игра «Подбери признак»
111. Игра «Подбери признаки»
112. Игра «Подбери рифму»
113. Игра «Подбери слова»
114. Игра «Подбери слово»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву п» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
115. Игра «Подбирай, называй, запоминай»
100. Игра «Пара»
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
Слова: сапоги, туфли, кроссовки, ботинки, тапки, валенки, босоножки.
Ход игры. (Аналогично с другими словами по теме «Обувь»)
Например: один – ботинок, два – ботинка, три – ботинка, четыре – ботинка, пять – ботинок.
Вариант 2
Цель: Уточнить значение слов; обогащать словарь детей номинативной лексикой по теме.
Ход игры.
Покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару,
Бинокль – очки.
Планшет – портфель.
Ружье – пистолет.
Мундир – костюм.
Фуражка – шляпа.
Сапоги – кроссовки.
101. Игра «Пересчитай предметы»
Цель: Учить детей согласовывать существительные с числительными.
Ход игры.
Один сапог, два сапога…пять…
Одна тапка, две тапки. пять тапок.
Один ботинок, два ботинка. пять ….
Одна кроссовка, две кроссовки, …пять…
102. Игра «Повар»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры
Воспитатель помещает на ковролинограф картинку, на которой изображён повар, а вокруг него картинки с изображением стакана с соком, банки с вареньем и пирожка. Воспитатель закрепляет на ковролинографе какой-либо фрукт, а дети рассказывают, какие сок, варенье и начинку для пирога приготовил повар из него. Например: Повар приготовил из яблок яблочный сок, сварил яблочное варенье, испёк пирожок с яблочной начинкой и т. п.
103. Игра «Поварята»
Цели: Развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит им, что сейчас дети будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.
Например:
Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.
Какой сок получится из томатов? —. Какие котлеты получатся из капусты? —.
Какой салат получится из огурцов? —. Какие котлеты получатся из моркови? —.
Какой сок получится из свёклы? —. Какой суп получится из лука? —.
Какое рагу получится из овощей? —. Какая икра получится из кабачков? —.
Какая каша получится из тыквы? —.
104. Игра «Повторение названий весенних месяцев»
Цель: Закрепить в речи названия весенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
Весна торопится на старт, Цветёт подснежником апрель.
В ручьях весенних месяц март. На луг Бурёнку выгоняй —
Из старых листьев вылез шмель, Пришёл с травой зелёной май.
Вопросы и задания: Какие изменения в природе можно увидеть в марте? (в апреле, в мае)
Назови первый (второй, третий) весенний месяц. Перечисли весенние месяцы по порядку.
105. Игра «Повторение названий осенних, зимних месяцев»
Цель: Закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому
высказыванию.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».
Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь.
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь.
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре? Назовите первый, второй, третий осенний месяц. Перечислите осенние месяцы по порядку. Например: осень, осенний, сено; листья, лиса, листопад, лиственный; ветер, ветреный, веретено.
ВАРИАНТ 2 ВРЕМЕНА ГОДА
Цель: Закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль.
Вопросы и задания:
Что происходит с природой в декабре?
Почему говорят, что январь начинает календарь?
Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?
Назови первый (второй, третий) зимний месяц.
Перечисли зимние месяцы по порядку.
107. Игра «Подбери нужное слово»
Цель: Учить детей образовывать приставочные глаголы.
Ход игры.
Машина в гараж (заезжает.)
Машина из гаража (выезжает.)
Машина вокруг гаража (объезжает.)
Машина к гаражу (подъезжает.)
Машин от гаража (отъезжает.)
Машина на мост (въезжает.)
Машина с моста (съезжает.)
108. Игра «Подбери по 3 слова»
Цель: продолжать учить подбирать определения к словам.
Ход игры.
Одуванчик (какой) – желтый, высокий, красивый.
Подснежник (какой) – нежный, ароматный, белый.
Мать – и – мачеха (какая) – душистая, теплая, ласковая.
109. Игра «Подбери предмет, картинку»
Цель: Учить подбирать существительные, согласующие с прилагательными в роде, числе.
Ход игры. Почтовый (кто? что) – голубь, ящик, вагон. Почтовая (что) – открытка, посылка, марка.
Почтовое (что) – письмо.
ВАРИАНТ 2 ЗОЖ
Цель: Уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни. Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.
Ход игры. Воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).
110. Игра «Подбери признак»
Цель: Обогащать и уточнять словарь прилагательных.
Например:
Защитник Отечества (какой)— Храбрый, смелый, отважный.
Служебная собака (какая) — Верная, преданная, смелая, умная.
ВАРИАНТ 2 СЕМЬЯ
Цель: Учить согласование прилагательные с существительными.
Мама (какая) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т. д.
СЛОВА: Бабушка (какая) - Сестра (какая) - Тетя (какая) –
111. Игра «Подбери признаки»
Цель: Подобрать как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке,бабушке и т. д. Воспитывать любовь и уважение к своим родственникам.
Ход игры
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке.
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
112. Игра «Подбери рифму»
Цель: Развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры.
Воспитатель называет слово — название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово.
Например: Диван —. чемодан, сарафан.
113. Игра «Подбери слова»
Цель: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи
приставок.
Ход игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.
Одни воробьи к кормушке (что делали). (подлетали).
Другие воробьи от кормушки (что делали). (отлетали).
Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что делал). облетел).
Шустрый воробышек в кормушку (что сделал). (залетел).
Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал) (вылетел.)
114. Игра «Подбери слово»
Цель: Учить подбирать однородные определения к словам.
Ход игры. Зима (какая) холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
ВАРИАНТ 2 САД, ОГОРОД, ПОЛЯНА
Лес - лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки.
Сад - садовник, садовый, садик. Огород – огородик, огородный.
115. Игра «Подбирай, называй, запоминай»
Цель: Уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.
Ход игры.
Обувь на фабрике (что делают) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает) – выбирает, примеряет, покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает) – моет, чистит, вытирает, сушит.