СВЕТЛАНА КАРАКУЛИДИ
Картотека дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Котята разбежались».
Ход игры: на фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Педагог спрашивает: «Где находятся котятки?» дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались» и передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т. д.
2. «Что изменилось?»
Публикация «Картотека дидактических игр» размещена в разделах
Ход игры: педагог расставляет игрушки (фигурки или картинки) на фланеле-графе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета (группы, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.
3. «Дрессированные котята»
Ход игры. Ребенок-«дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например: «Черный котенок – в середине, а серый – внизу справа». Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщика».
Эти игры могут проводиться индивидуально или с подгруппой, состоящей из двух-трех детей. Игрушки (фигурки или картинки) могут быть разные: медвежата, лисички, зайчики, фигурки детей, машинки (вариант игры «Машины разъехались»).
4. «Разноцветные трапеции»
(вариант «Разноцветные домики»)
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей из двух детей.
Ход игры. Дети рассматривают изображения цветных трапеций, называют их, отвечая на вопрос педагога: «Где расположена трапеция красного цвета?» «Какого цвета трапеция находится в правом верхнем (левом нижнем) углу?» и т. п.
5. «Где что находится?»
Игра проводится индивидуально или с подгруппой из двух детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассказать, где какие игрушки находятся. Например: «На середине стола стоит елочка, под елочкой машинка, справа от машинки зайчик, впереди елочки уточка» и т. п.
6. «Расскажи сказку»
Ход игры. Сначала сказку рассказывает педагог, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т. п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.
7. «Красная шапочка»
Ход игры. Педагог начинает рассказывать сказку: «Жила-была Красная шапочка в домике вместе с мамой. Возьми и поставь их домик в середине леса. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что домик был едва виден. Поставь домик для бабушки. Какой домик находится близко? Расскажи, где находится. А где находится домик бабушки? Расскажи о его месторасположении» и т. п.
Эту игру можно проводить, как игровое упражнение: домики нужно рисовать, дорисовать сказку и рассказать по своему рисунку.
8. «Что изменилось?»
Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.
9. «Новоселье».
В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «засе-лить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д.
Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.
10.«Назови соседей»
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т. п.
11.«Лабиринт Гарри Потера»
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
12. «Геометрический диктант»
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям. (Рис. 8)
13. «Я еду на машине»
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
14. «Калейдоскоп»
Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
15. «Укрась ёлку»
Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.
Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги гео-метрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.
16. Игры с одеждой и её моделями
- Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джин-сов.
Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
17. Игра «Магазин»
Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
18. «Пары предметов»
Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.
– У тебя две руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет.
– У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и (левая). На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т. д.)
19."Художник"
Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
20."Разноцветное путешествие"
Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. ( Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т. д.).
21."Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"
Детям предлагается картинка - план со схематическим изображением учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.
подвижные игры
1. «Что справа»
Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их, были справа от него.
2. «На плоту»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д. (Рис. 1)
3. «Колокольчик»
Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
4.«Скажи наоборот»
Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т. п., называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т. д.
5. «Магазин»
В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
6. «Отгадай – где…»
Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
7. «Корабли»
Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.
Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».
Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т. п.
8. «Где я сяду»
Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэдж ребёнка, парная картинка и т. п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т. д.
9. «Давай меняться»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
10. «Куда пойдёшь и что найдёшь»
Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с иг-рушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
11. «Найди магнит»
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз. (Рис. 5)
12. «Синхронное плавание»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспита-тель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повер-нулись вправо, сделали шаг назад и т. д.
13. «Новая походка»
Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
14. «Любопытная Варвара»
Выполнять движение по тексту:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Ты Варвара не крутись.
Посмотри назад, вперед, а потом наоборот.
Пусть немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
15.«Дрозд»
Дети распределяются парами. Выполняют движения по тексту:
Я – дрозд, ты – дрозд.
У меня - нос, у тебя – нос.
У меня щеки - гладкие,
У тебя щеки - гладкие.
У меня губы – сладкие,
У тебя губы – сладкие.
Я – твой друг,
И ты мой друг.
Мы любим друг друга
16.«Где спрятался заяц?»
Воспитатель или ребенок прячет игрушку в зале. Ребенку завязывают глаза и даются команды, например: два шага вперед, повернуться направо, три шага вперед, повернуться налево, наклониться и т. д. Он должен найти игрушку по предложенному маршруту.
17. «Определи по следу»
На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
18. «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»
Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т. п.
19. «С какой стороны звук?»
Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.
20.«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»
В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окру-жающей среды на слух и назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.
21.«Жмурки»
Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).
22. «Вверху-внизу»
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
23. «Части тела»
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
24. «Лицом друг к другу»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
25. «Наоборот»
(назвать противоположное понятие)
Игра с мячом. Взрослый говорит:
– Над окном.
Ребенок:
– Под окном.
К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …
Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т. д.
26. «Транспорт»
Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т. д.
27. «Найди спрятанную игрушку по схеме»
Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
28. «Где спрятан клад?»
Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды» : стулья, пуфики, кубики и т. д. Карта с планом пути. Сюрприз.
На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «го-ры», «овраги» и т. д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встре-чаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».
Примерное описание «карты» : встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т. п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
29."Что изменилось? "
Ребенок сидит на стуле в центре, с четырех сторон от него стоят стулья на них положить игрушки. Взрослый называет предмет, а ребенок где он находится. Затем меняем игрушки местами и узнаем, что изменилось?
30."Далеко и близко"
Попросите ре6енка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него, задавая наводящие вопросы: что перед ним, что сзади, справа, слева, внизу, вверху, что далеко, что близко.
31."Найди игрушку"
Предложить ребенку выйти из группового помещения. Спрятать в комнате игрушку и попросить ребенка найти ее, используя ваши подсказки: иди вперед, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и т. д.
32."Клад "
Вместе с детьми составить план группового помещения. Указать на плане знаком место, где спрятан клад. Помочь ребенку, в случае необходимости, в каком направлении следует идти Также можно использовать различные виды лабиринтов, схем.
33."Зазеркалье"
Взрослый садится напротив ребенка Говорит ему:" То, что я буду делать правой (левой) рукой, то и ты тоже должен делать правой (левой) рукой. Взрослый касается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т. д.
34."Жмурки "
Ребенок передвигаясь по группе с завязанными глазами, описывает свои действия: шаг назад, три шага вперед, поворот направо, шаг влево.
35."Скульптор"
Ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
36."Прятки"
Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.
37."Кто правильно назовет"
В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,
что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Игры на ориентировку в пространстве
с помощью сохранных анализаторов
38."Автогонки"
Ребенку предлагается 2 машинки (обычная и инерционная). Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.
39."Жмурки с колокольчиком"
Среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную по-вязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
40."Найди игрушки"
Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
41. "Разведчик"
Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни, запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью воспитателя рисует маршрут своего пути.
42."Найди место"
На ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник
такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,
мишку - в ближнем правом углу и т. п.
Игры на ориентировку с помощью схем
и планов маршрута, планов пространства
43."Астрономы"
Педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне карту неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
44."Где Маша?"
Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.