Лена Мусина
Карточки для педагогов по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Карточки для педагогов по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 28 «ВЕСЕЛИНКА»
Карточки для педагогов раннего возраста
«Пусть попробуют сами»
Подготовила воспитатель:
Мусина Л. Р.
Использованная литература:
В. А. Шишкина «Движение+ движения».
Норильск - 2017г
ПУСТЬ ПОПРОБУЮТ САМИ
Публикация «Карточки для педагогов по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение ребенка — загадка, которую он непременно хочет разгадать, т. е. проделать. Исследовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с особой силой.
Задача воспитателей и родителей — поддерживать и закреплять этот естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так. чтобы они имели возможность двигаться по потребности. Но этого мало. Надо еще сделать так, чтобы упражнения в движениях способствовали не только физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому развитию детей.
Для упражнений в движениях широко используются физкультурные пособия. В предлагаемых таблицах, отражающих содержание работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей от! года 6 месяцев до 3 лет, показано, как можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий, но расставляя их поразному; обучая детей отдельным движениям на каждом из пособий; развивая у малышей умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.
В течение дня физкультурные пособия в группе меняются несколько раз. Эго необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятельности, объясняемой возрастными и психологическими особенностями детей. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах детей раннего возраста, так как в этом случае задерживается их физическое и общее развитие.
Внося пособия в группу, расставляйте их каждый раз несколько по- иному: в другой части комнаты, в другом пространственном расположении (например, переносную лестницу можно положить на пол; концами на два стула; наклонно, боком); дополняйте основные пособия небольшими деталями (на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую
скамейку - мяч, который подскажет ребятам новое движение : прокатывание мяча по скамейке или вдоль нее); постепенно объединяйте разные пособия в комплексы (например, доска, несколько кубов, дуга располагаются в ряд в центре групповой комнаты).
Вначале пособия раскладывает воспитатель, затем привлекаются к помощи дети. Постепенно их учат расставлять пособия для движений по своему усмотрению. Детям второго года жизни воспитатель показывает движения, стимулируя их к выполнению путем совместной деятельности, или просит выполнить то или иное движение.
Физкультурное оборудование вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей.
Во время утреннего приема ( в таблицах: утро) двигательная деятельность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рассчитываются на умеренную, среднюю подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, он не может уделить должного внимания организации двигательной деятельности воспитанников, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, кегли, дуги и т. п.
В первой половине дня пособия даются детям перед занятиями и па прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия, в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности. Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.
Во второй половине дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна (в этом случае ее можно сочетать с воздушными ваннами, полдника, занятия, а та^же на прогулке. В этот
период двигательная деятельность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться. Многочисленные движения малыши выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов.
Интересна для ребят горка с двумя скатами упрощенной конструкции.
В первую неделю каждого месяца можно использовать гимнастическую скамейку, во вторую — переносную легкую лестницу, в третью лестницу-стремянку, в четвертую — мостик-качалку. Эти пособия применяются ежедневно в течение недели, так как требуют значительного времени для овладения ими.
В последнюю неделю каждого месяца лучше всего предложить сразу несколько пособий, расставляемых каждый раз по-новому. На них дети закрепляют все знакомые движения, имеют возможность проявить творчество.
В конце каждого месяца подводится как бы итог обучению движениям за месяц — малыши на подготовленных воспитателем пособиях упражняются в движениях в новой для них обстановке. Воспитатель оценивает двигательные навыки детей, отмечая их умение действовать с помощью взрослых или самостоятельно. Это очень важно, так как качество выполнения движений в самостоятельной деятельности является главным критерием оценки двигательных умений детей.
Для упрощения планирования работы пособия по развитию движений в таблицах расписаны по неделям и режиму дня (в зависимости от периода бодрствования детей). В летнее время, когда вся деятельность детей переносится на воздух, движения спланированы по дням недели.
В начале учебного года обучение движениям только начинается, поэтому
программный материал расписан по месяцам; в последующее время поквартально.
Важно обеспечить преемственность движений детей в
повседневной деятельности и на занятиях.
Первоначальное ознакомление с пособиями и движениями детей в возрасте до двух лет осуществляется в часы их самостоятельно!'; деятельности (см. методические указания). Затем пройденный материал отрабатывается на занятиях по физкультуре, а потом снова переносится в самостоятельную деятельность детей.
У детей третьего года жизни уже имеется определенный двигательный опыт, поэтому обучение движениям осуществляется на физкультурных занятиях, после чего создаются условия для закрепления их в самостоятельной деятельности дошкольников.
Движения детей двух лет и старше выделены в методических указаниях звездочкой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ I
Сентябрь. 1-я неделя
Утро. Пособия: шнур, скакалка (короткая или длинная, веревка, палка. Движения : ходьба, перешагивание, подлезание на четвереньках под веревку, приподнятую над полом на высоту 40 см*, ползание на четвереньках вдоль пособий, разложенных по одному или по дорожке из двух скакалок*.
В первый день недели дети выполняют движения со шнуром (скакалкой). Воспитатель подзывает к себе двоих-троих детей, просит помочь разложить шнур на полу ровной линией, показывает, как перешагнуть шнур, пройти вдоль него; предлагает детям повторить движения. Таким же образом раскладывает е помощью детей еще 2-3 шнура. Следит, чтобы каждый ребенок попытался выполнить указанные движения.
Во второй день недели в группу вносятся веревка, палка. Интересно проследить, смогут ли дети повторить знакомые движения с новыми пособиями без напоминания. Поэтому воспитатель не спешит с показом движений, прибегает к нему лишь в том случае, если дети не проявляют интереса к новым пособиям.
На третий день вносятся все указанные пособия. После того как дети выполнят знакомые движения и интерес к пособиям снизится, воспитатель показывает ползание вдоль дорожки из двух шнуров (скакалок, палок). Затем педагог вместе с детьми натягивает шнур между двумя стульями и предлагает пролезть под ним.
На четвертый и пятый дни недели дети повторяют все движения самостоятельно. Пособия лучше разложить подальше друг от друга, чтобы обеспечить свободное выполнение движений детьми. Воспитатель напоминает движения, если кто-то из детей их забыл.
Первая половина дня. Пособие: гимнастическая скамейка. Движения :
перелезание; подлезание; ходьба по скамейке* (воспитатель помогает детям). Хорошо объединить детей в пары — один идет, другой держит его за руку.
Детям довольно сложно овладеть этим пособием, поэтому и интерес к нему пропадает довольно быстро. Если переставить скамейку в другое место групповой комнаты, то малыши снова охотно начинают выполнять движения. Хорошо гимнастическую скамейку поместить перед игровым уголком, закрыв вход в него и с других сторон. Чтобы попасть к любимым игрушкам, дети должны преодолеть препятствие. Воспитатель помогает детям, показывая разные приемы перелезания (прямо, боком, подлезания.
Вторая половина дня. Пособие: мяч (любого размера, выполненный из разного материала). Движения : бросание сверху вниз, вдаль и бег за мячом; бросание в корзину, катание друг другу (попарно или сидя в кругу)*; катание мяча по дорожке из двух веревок, палок (чтобы мяч не уходил в стороны)*.
Ежедневно можно показывать по одному новому движению, проследив, чтобы каждый его выполнил.
А можно сделать и по-другому. Например, воспитатель показывает одним детям перешагивание, а другим —- подлезание на четвереньках. Видя, как кто-то из детей выполняет какое-либо движение, другой малыш, подражая, захочет его перенять. Так в один день можно показать сразу 2-3 движения.
2- я неделя
Утро. Пособие: мягкое бревно. Движения : ходьба по бревну* перешагивание, перелезание.
Трехлетних детей можно объединять для выполнения движений по два человека : один идет по бревну, другой поддерживает его за руку. Трехлетние дети могут перешагивать через бревно, взявшись за руку. Малышам можно предложить пройти вдоль бревна: одной ногой идти по бревну, другой — по полу.
Первая половина дня. Пособие: переносная лестница. Движения : ходьба с перешагиванием реек лестницы, лежащей на полу; лестницы, приподнятой над полом на 5-10 см (можно положить на 4 кубика, 2 бруска).
Вторая половина дня. Пособие: обруч разных размеров (деревянный, пластмассовый, металлический, канатный, веревочный). Движения : ходьба вдоль обруча, перешагивание в обруч и обратно, ходьба из обруча в обруч (дорожка из трех-четырех обручей, пролезание на четвереньках в обруч, поставленный вертикально (в специальном приспособлении или привязанный между двумя стульями или стойками).
Чтобы у детей вызвать интерес к многократному повторению движения, можно предложить им повторить его, взяв в руки куклу («Пройди по дорожке с мишкой», перенося пособие в другую часть комнаты, посадив рядом с пособием зайчика или другую игрушку («Зайчик смотрит, как Женечка ходит») и т. п.
3- я неделя
Утро. Пособия: дорожка плоскостная (из ткани, клеенки, линолеума); доска обычная, ребристая, наклонная; плоскостные квадраты. Движения : ходьба по дорожке, перешагивание, ползание на четвереньках, перелезание. Надо научить детей составлять дорожку из 5-6 квадратов: сначала сплошную, затем с промежутками*.
Первая половина дня. Пособия: лестница-стремянка, гимнастическая лестница. Движения : подойти к лестнице, взяться за рейку на уровне плеч, подняться на 1-2 ступеньки приставным шагом. На лестнице-стремянке повторить то же с другой стороны. Предложить показать кукле это движение. «Л теперь пусть твоя кукла влезет на лестницу высоко-высоко». Этот прием помогает малышу преодолеть робость и страх перед высотой.
Вторая половина дня. Пособие: горка с двумя скатами упрощенной конструкции. Движения : ходьба вверх-вниз с куклой, машинкой, держа ее за веревочку; с каталкой, коляской; скатывание мячей, стоя на полу у средней части горки, подлезание, перелезание.
4- я неделя
Утро. Пособия: кубики, кегли, дуги, табуреты, ящики вкладные. Движения : ходьба между предметами, с перешагиванием предметов; входить на предмет и сходить с него, влезать и слезать, ходить по дорожке из табуретов, кубиков, ящиков, перевернутых вверх дном, расставленных сплошь или с маленькими промежутками, подлезание под дугу.
Воспитатель может действовать по-разному: вносить все указанные пособия и показывать каждый день новое движение или, наоборот, вносить один вид пособий и показывать разные движения на нем.
Первая половина дня. Пособия: мостик-качалка, мячи. Движения : пролезать под мостиком на четвереньках; скатывать мяч вправо или влево, стоя у середины мостика. Учить детей использовать мостик-качалку в играх с куклами: кукла идет по мостику, машина едет под мостиком.
Вторая половина дня. Пособия: комплексы предметов. Первый комплекс:
доска, 2-3 обруча, скамейка, дорожка из двух скакалок. Второй комплекс: наклонная доска, мягкое бревно, две-три (малых размеров) гимнастические палки.
Пособия раскладываются вдоль («дорожка») или параллельно друг другу
(несколько «дорожек»).
Движения : перешагивание, ходьба, лазанье на четвереньках, перелезание. Дети в возрасте до двух лет выполняют указанные движения на отдельных пособиях.
Заметив, что у детей пропадает интерес к выполнению движений, воспитатель меняет отдельные пособия местами. Обязательно привлекайте к расстановке пособий детей. Вначале попросите детей помочь вам, затем предложите кому-либо построить дорожку самостоятельно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ И
Октябрь. 1-я неделя
Утро. Пособия: шнур, веревка, гимнастическая палка, скакалка (см. сентябрь). Движения : перешагивание шнура, приподнятого над полом на высоту 5-10 см; перешагивание дорожки из любых двух пособий (ширина 10 см); ходьба по шнуру (веревке и т. д.)*; бег вдоль пособий*; перепрыгивание шнура, лежащего на полу*.
Ежедневно в группу вносят по два-три разных пособия. Для детей второго года жизни каждое пособие выкладывается по отдельности, для детей постарше — в комплексе (параллельно друг другу или в ряд). Внеся пособия, воспитатель сначала дает возможность детям вспомнить знакомые движения, напоминает, если их забыли. Затем показывает новое движение (по одному ежедневно).
Первая половина дня. Пособие: гимнастическая скамейка. Движения : лазанье по скамейке на четвереньках*; ходьба с перешагиванием одного-двух предметов (ленточек, кубиков, разложенных на скамейке)*. С детьми второго года жизни повторяются движения, выполняемые в сентябре.
Вторая половина дня. Пособия: мяч, наклонная доска, кубики. Движения :
прокатывание мяча в ворота (между двумя кубиками)*; скатывание с наклонной доски, вращение мяча на месте.
2- я неделя
Утро. Пособие: мягкое бревно. Движения : лазание по бревну на четвереньках; ходьба со спрыгиванием*; стать лицом к бревну, подняться, спрыгнуть с него*; ходьба парами, взявшись за руки, по двум бревнам, положенным рядом*.
Первая половина дня. Пособие: переносная лестница. Движения : ходьба по лестнице, лежащей на полу,— одна нога по полу, другая по краю лестницы; пролезание между рейками лестницы, поставленной на полу боком (закрепить между стульями или столами).
К)
Вторая половина дня. Пособие: обруч. Движения : пролезание в обруч сверху вниз (ребенок берет обруч в две руки, поднимает его над головой, опускает вниз, пролезая через него, выходит из обруча. Предложить ребенку посмотреть на обруч, когда он вверху, прежде чем пролезть в него)*; вращение обруча на месте вокруг оси*; прокатывание обруча и бег за ним*; ходьба парами, взявшись за руки, по двум дорожкам из обручей, построенным рядом*.
С' детьми второго года жизни повторяются движения, выполняемые в сентябре.
3- я неделя
Утро. Пособия: дорожки плоскостные, доска обычная, наклонная, ребристая. Движения : ходьба с перешагиванием кубиков, расставленных на дорожке*; бег по дорожке*; прыжки на двух ногах с продвижением вперед («зайчики») и спрыгивание*; переползание боком.
Первая половина дня. Пособия: лестница-стремянка, гимнастическая лестница, дорожка плоскостная. Движения : влезание на лестницу приставным шагом.
Чтобы вызвать интерес к лазанью, можно на разной высоте лестницы закрепить игрушку (куклу, мишку, предложить ребенку влезть и поздороваться с игрушкой, Другой вариант: перед лестницей положить дорожку, предложить ребенку пройти по ней до лестницы, подняться на несколько ступенек.
Вторая половина дня. Пособие: горка с двумя скатами. Движения : ползание вверх-вниз на четвереньках; бег вверх-вниз*.
4- я неделя
Утро. Пособия: кубики, кегли, дуги, табуреты, вкладные ящики. Движения :
нодлезание под дугой, влезание в ящик, вылезание из него, перелезание через ящики, табуреты. Учить детей ставить на опрокинутый вверх дном ящик табурет, кубик, выполнять ряд движений : взойти на ящик,
перешагнуть кубик, сойти с ящика, взойти на ящик, сесть на табурет (кубик, сойти с него; выполнять эти движения с куклой.
Первая половина дня. Пособие: мостик-качалка. Движения : перелезание мостика*; с детьми второго года жизни повторить движения, выполняемые в сентябре. Мостик-качалку целесообразно поставить посередине групповой комнаты как вынужденное препятствие. Чтобы привлечь внимание детей, рекомендуем положить рядом или на верху мостика-качалки пособия (мяч, машину, куклу).
Вторая половина дня. Пособия: комплексы предметов (дорожки, кубы, дуги, разложенные по-разному (в ряд сплошной линией или с промежутками). Движения : ходьба по дорожке, перешагивание кубов, ггодлезание под дугу. Дети ползут на четвереньках по дорожке, пролезаю: под дугу, встают и идут по кубам. Можно объединить все указанные пособия. Важно как можно разнообразнее размещать эти пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ Ш
Ноябрь. 1-я неделя
Утро. Пособия: шнур, веревка, скакалка, гимнастическая палка, канат. Движения : поочередное перешагивание двух-трех шнуров (скакалок, веревок, приподнятых над полом на высоту 5-10 см); подлезание под два шнура, расположенных параллельно (высота 40 см); ходьба вдоль каната; перешагивание его; перепрыгивание*; бег по дорожке из двух пособий (ширина 30 см)*.
В первый день недели воспитатель вносит шнур, веревку, скакалку, гимнастическую палку. Дает детям возможность вспомнить знакомые движения. Во второй день воспитатель предлагает построить дорожки из двух шнуров (скакалок, веревок и т. д.). Рекомендует детям сделать несколько дорожек в разных частях комнаты, а затем быстро пробежать по ним. На следующий день педагог показывает, как эти же шнуры можно поднять на высоту, закрепив их на кубиках (на концах шнуров привязаны мешочки с песком). Детям предлагают перешагивать их. Затем эти шнуры закрепляются еще выше — на стульях. Дети подлезают под них.
На четвертый день недели вносится канат. Вначале воспитатель наблюдает за движениями детей и делает вывод, смогут ли они самостоятельно перенести уже знакомые движения в действия с канатом. Если малыши затрудняются или не проявляют интереса к пособию, воспитатель помогает вспомнить знакомые движения.
В последний день недели закрепляются все знакомые движения на указанных пособиях. Предпочтительно самостоятельное выполнение детьми всех движений.
Первая половина дня. Пособие: гимнастическая скамейка. Движения : спрыгивание со скамейки (на мягкую основу)*, ходьба боковым приставным шагом парами, держась за руки*. С детьми второго года жизни повторяют знакомые движения.
Вторая половина дня. Пособия: мяч, кубики, стулья. Движения : катание мяча друг другу через ворота, построенные из двух предметов*; бросание вверх (без ловли)*.
Детей учат самостоятельно строить ворота, договариваться о совместной игре. Можно показать им разные варианты ворот для прокатывания мяча: построенные из кубиков, кеглей, двух стульев, двух гимнастических палок (длинные ворота). Рекомендуется использовать в качестве ворот детские стулья и веревку, натянутую на высоте 30-40 см.
2- я неделя
Утро. Пособия: мягкое бревно, веревка (шнур). Движения : ходьба по бревну с одновременным перешагиванием веревки, натянутой поперек бревна на высоте 1 0 см*.
Необычная комбинация пособий создает условия для выполнения отдельных движений (подлезание под веревку и прокатывание мяча под ней; перешагивание бревна, перелезание через него, спрыгивание, ползание); комплекса однородных движений (подлезание под веревку, перелезание через бревно, снова подлезание и перелезание)*; разнородных движений (ходьба по бревну, перешагивание веревки, ползание по бревну, спрыгивание с него, ходьба обычная, подлезание под веревку и т. д.)*. Важно проследить чтобы дети как можно разнообразнее обыграли эти пособия.
Первая половина дня. Пособие: переносная лестница. Движения- ходьба боковым приставным шагом по лежащей на полу лестнице, с перешагиванием реек*; перелезание лестницы, закрепленной на полу боком.
Вторая половина дня. Пособие: обруч. Движения : прыжки в обруч и обратно*; пролезание в обруч снизу вверх*; катание обруча друг другу*. С детьми второго года жизни повторяют знакомые движения.
3- я неделя
Утро. Пособия: те же, что в сентябре и октябре 3-й недели, веревка. Движения :
ползание по дорожке с одновременным подлезанием под веревку*; ходьба по дорожке с перешагиванием веревки.
Первая половина дня. Пособия: лестница-стремянка, гимнастическая лестница. Движение : влезание на лестницу.
Вторая половина дня. Пособия: горка с двумя скатами, мячи, кегли. Движения : вкатывание мяча снизу на горку; сбивание мячом кегли, поставленной у основания горки*; ходьба вверх-вниз спиной вперед*.
4- я неделя
Утро. Пособия: ящики-вкладыши, кубики, табуреты, кегли, дуги, расставленные по отдельности и в различных комбинациях. Движения : ходьба парами, держась за руки, по двум дорожкам, построенным из однородных и разнородных предметов на расстоянии вытянутых в стороны рук детей. Все указанные предметы выстраиваются в ряд (с небольшими промежутками) посредине комнаты. Дети могут идти вдоль и между ними; змейкой между предметами; перешагивать предметы, сходя с них и перелезая через них и т. д.
Первая половина дня. Пособия: мостик-качалка, мячи. Движения, ходьба по мостику (с поддержкой взрослым за руку); прокатывание мяча под мостиком (из разных исходных положений).
Вторая половина дня. Пособия: комплексы предметов. Первый комплекс: две гимнастические палки, дуга, кегли, мяч. Движения : прокатывание мяча по дорожке из двух палок, под дугой (сбить кеглю мячом). Второй комплекс: горка со скатом, доска, дорожка из кубиков (сплошная или с промежутками). Движения : предметы преодолеваются поперек (дети перелезают горку со скатом или подлезают под нее; перешагивают через доску или дорожку из кубиков).