Анна Немухина
Картирование как инструмент бережливых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Немухина Анна Витальевна, воспитатель,
МБДОУ ДС №33 «Снежанка».
Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях.
Публикация «Картирование как инструмент бережливых технологий» размещена в разделах
Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать элементы по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в детский сад.
Одним из основных инструментов бережливого производства является картирование. Карта процесса — графическое представление потока процесса с определением этапов процесса, входных и выходных данных процесса. Где процесс – это совокупность последовательных действий, необходимых для достижения какого – либо результата. Визуальное представление может помочь уже на первом этапе составления, сгенерировать идеи для улучшения. Картирование процессов позволяет выявить потери. Определить этап, который содержит ошибки. Картирование режимных моментов позволяет выявить наиболее трудоемкие и волнующие педагогов процессы работы.
Исходя, из своего опыта мы разработали карту оптимизации утреннего приема детей в ДОУ. Главный риск: опоздание детей на завтрак или утренние занятия и опоздание родителей на работу.
• Проблемы: лишние передвижения участников образовательного процесса.
• Потеря времени при раздевании детей утром.
• Психологическая нестабильность родителей при переодевании детей.
• Дополнительная угроза распространения вирусов, особенно в эпидемический период.
• Отвлечение педагогов от основных обязанностей данного временного периода.
• Беспорядок внутри детских шкафов.
Главная цель: сокращение времени при утреннем приеме детей в детский сад.
Чтобы достичь результата по сокращению времени утреннего приема детей проводиться работа с детьми и родителями. С детьми постепенно осваиваем навыки самообслуживания. Родителей ознакомили с правилами утреннего приёма на родительских собраниях, с четким следованием графику прихода по утрам. Важная задача для достижения цели - это взаимодействие с ДОУ по использованию модели по привитию у дошкольников навыков самообслуживания.
Все проблемы и их решения выведены на карту процесса, на которой наглядно видно, какой момент надо доработать для сокращения времени утреннего приема.
Еще одним инструментом бережливых технологий является визуализация. Метод визуализации должен обеспечить каждому участнику образовательного процесса возможность получить объективную информацию, оценить состояние процессов и объектов визуализации.
Визуализация в раздевалки группы также помогла сократить время утреннего приема детей. В раздевалке на стене висит картинка с алгоритмом размещения вещей в шкафчиках, а на стенках шкафчиков изнутри картинки с изображением той вещи, которая должна висеть на этом месте. Это позволяет родителям и детям сократить время на поиск и размещение одежды во время переодевания. В шкафах имеются кармашки для одежды, которые позволяют освободить место внутри него. Также в раздевалке есть инструкция последовательности одевания по сезонам. Она располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место, и процесс переодевания проходит быстрее. У детей самих возникает желание разложить всё по полочкам. Ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни. Максимальная визуализация всех процессов помогает ребенку самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. Соблюдая принципы 5С у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в ДОУ, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения