Ольга Царева
Карта оценки условий развивающей среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя, старшая, подготовительная группы
Карта оценки условий развивающей среды в ___ группе
ДОУ №___
Воспитатели:___
Дата:
Критерий оценки условий развивающей среды
Степень соответствия критерию
Дополнит.
еельные сведения
Критерий оценки условий развивающей среды
полное
3 Частичн
2 не соотв.
1
условия
Публикация «Карта оценки условий развивающей среды в группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей
1. Имеются аудиовизуальные средства (мультимедийные установки, интерактивные доски, магнитофоны с аудиозаписями, видеомагнитофоны с набором видеокассет, телевизор, наборы фотографий, картин и т. п.).
2. Имеются альбомы, художественная литература и пр. для обогащения детей впечатлениями.
3. В группах имеются дидактические игры (лото, домино, наборы картинок, различные сюжетные игровые наборы и игрушки для развития детей в разных видах деятельности («Айболит», детский телефон, разнообразные звучащие игрушки и т. п.).
4. Имеются игры для интеллектуального развития (головоломки, ребусы, лабиринты, шахматы, шашки и др.)
5. Имеется наглядный и иллюстративный материал.
6. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
7. Имеется оборудованная «зона психологической разгрузки» (альбом с фотографиями семьи и друзей, любимые книги и игрушки, мягкая мебель, модули и т. д.)
Условия для социально-коммуникативного развития детей
1. В группе выделено и оборудовано место для игр детей с учетом гендерной культуры.
2. Имеются куклы обоих полов, комплекты кукольной одежды по сезонам, постельные принадлежности, мебель, посуда для кукол, коляски.
3. Имеются атрибуты 4-5 для сюжетно-ролевых игр.
4. Имеются макеты железной дороги, транспорт (мелкий, средний, крупный, машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).
5. На участке имеется автогородок, моделирующий транспортную среду города.
6. В группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов - заместителей.
7. На участках имеется игровое оборудование.
Условия для познавательного развития детей
А. Условия для формирования у детей элементарных математических представлений
1. В группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения счету (счетные палочки, счетные материалы: матрешки, грибочки, рыбки и пр., развития представлений о величине, цвете и форме (геометрические фигуры плоскостные и объемные).
2. Имеется материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (наборы цифр, детские весы, мерные стаканы, линейки).
3. Имеются дидактические игры (типа «Сравни и подбери», «Цвет и форма» и т. д.).
4. Имеются головоломки, ребусы, лабиринты, пазлы, занимательные примеры, задачи-шутки.
5. Имеется материал для развития пространственных представлений (стенды, доски со схемами и планами групповой комнаты, маршрутов от дома до ДОУ, кукольной комнаты, карты города, области, страны, земного шара.).
6. Имеется материал для развития временных представлений:
а) для детей среднего дошкольного возраста - модели времен года, частей суток;
б) для детей старшего дошкольного возраста - модели года, дней недели: разные виды часов: песочные, солнечные, с циферблатом.
7. Имеются комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.
Б. Условия для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений
1. В группе выделено и оборудовано место для детского экспериментирования.
2. Имеются приборы и оборудование – микроскоп, лупы, зеркала, весы (безмен, настольные, аптечные, магниты, термометры, веревки, линейки, песочные часы, щетки, губки, палочки для взбивания.
3. Имеются емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки, прозрачные и непрозрачные сосуды.
4. Имеется природный материал для детского экспериментирования – желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа, песок, вода, образцы почв и минералов, листья и пр.
5. Имеется бросовый материал для детского экспериментирования – пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля, лоскутки ткани, опилки, измельченный пенопласт, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластик, металл).
6. Имеется иллюстративный материал по изучаемой или изученной теме:
а) для детей среднего дошкольного возраста - игры с природным и бросовым материалом, картотека опытов;
б) для детей старшего дошкольного возраста – игры с природным и бросовым материалом, картотека опытов, рабочие листы с заданиями и пооперационные карты с алгоритмом действия.
7. Имеются халаты, передники, нарукавники.
В. Условия для развития экологической культуры детей
1. В группе имеется место озеленения с комнатными растениями.
2. На участке детского сада имеются клумбы, рабатки, огород, альпийские горки и т. д.
3. Созданы условия для ухода за растениями в группе. имеется оборудование для ухода за растениями (передники, лейки, тряпочки, пульверизатор и т. д.).
4. Имеется календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
5. Имеется литература, настольно-печатные и дидактические игры природоведческого содержания (по изучаемой или изученной теме).
6. Имеются картотеки : а) растения, находящиеся в уголке (познавательная информация, художественное слово, б) растения ближайшего окружения (на участке, в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).
7. Имеются наглядные пособия по валеологии и основам безопасности жизнедеятельности.
Г. Условия для развития представлений о социокультурных ценностях
1. Имеются подборки книг, открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества.
2. Имеется уголок краеведения.
3. Имеются образцы предметов народного быта (посуда, украшения и др.).
4. Имеются образцы национальных костюмов, куклы в национальных костюмах.
5. Имеется художественная литература:
а) для детей среднего дошкольного возраста – малые жанры устного народного творчества, народные сказки;
б) для детей старшего дошкольного возраста - сказки и легенды народов мира, популярные издания античных, библейских, евангельских сюжетов, Корана и пр.
6. В группах имеется настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с профессиями шахтера, металлурга и др.
7. Имеются условия для патриотического воспитания:
а) для детей среднего дошкольного возраста – символика родного города, района;
б) для детей старшего дошкольного возраста - символика государства, портрет президента, наглядные пособия о Москве и др.
Д. Условия для развития конструктивной деятельности детей
1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы.
2. В группах имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей)
3. Имеются мозаики, танграм, разрезные картинки.
4. Конструктивные игры Никитина, Воскобовича, Дьенеша и др.
5. Имеются конструкторы «Лего» разной величины.
6. Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования (картонные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками, шишки, камешки, листья и т. д.).
7. Имеются наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки, светофоры).
Условия для художественно-эстетического развития детей
А. Условия для изобразительной деятельности детей и взрослых
1. В ДОУ организовано пространство для экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества.
2. Имеются выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы в напольных вазах и пр.
3. Выделено и оборудовано место для организации изобразительной деятельности с необходимыми материалами для детей по:
рисованию (фоны разного размера, цвета и формы, гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, фломастеры, цветные карандаши, кисти разных размеров, стаканчики для кисточек, для воды, палитры для смешивания красок, вата);
лепке (пластилин,/ готовая для работы глина, холст, скалка для раскатывания, стеки);
аппликации (фоны разных размеров, бумага, картон разного качества и размера, ножницы на подставке, клей в закрытой баночке, клееночки, подставки для кистей, кисти).
4. Репродукции картин, иллюстрации, скульптуры малых форм по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее и освоенной ранее.
5. Имеется природный и бросовый материал для изодеятельности (нитки, пуговицы, бусинки, семена, веточки, накрахмаленные лоскутки ткани, наклейки, фантики и пр.).
6. Создано место в групповой комнате, в приемной для организации выставок детских работ, совместных семейных работ, авторских работ воспитателей и родителей.
7. Имеются игры и пособия для развития творческих способностей (трафареты, штампы, и др. креативные игры).
Б. Условия для развития театрализованной деятельности детей
1. Имеются специальные помещения для организации театрализованной деятельности (студии, гостиные, костюмерные, гримерные).
2. В группе выделено и оборудовано место для организации теартализованной деятельности детей.
3. Имеется костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4-5 сказок.
4. Имеется разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, стержневой, кукольный, перчаточный, пальчиковый, настольный и пр.) для обыгрывания этих же сказок.
5. Есть стойка-вешалка для костюмов, подиум, большая ширма или занавес, маленькая ширма для настольных театров; имеются грим, зеркало, парики.
6. Имеется материал для их изготовления театральных атрибутов (бумага, лоскуты ткани).
7. Имеются аудиозаписи музыки для сопровождения театрализованных игр.
В. Условия для развития детей в музыкальной деятельности
1. Имеется музыкальный зал.
2. Имеются музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккордеон и др.)
3. В группах оборудовано место для оснащения музыкально-ритмической деятельности.
4. Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, дудочки, барабан, свистульки, погремушки, металлофоны, пианино, маракасы и пр.).
5. В группах имеются музыкальные игрушки.
6. Имеются музыкально - дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.).
7. Имеются звучащие предметы-заместители.
Условия для речевого развития детей
1. Имеется библиотека для сотрудников и родителей.
2. В группе организуются выставки: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т. д.
3. Имеется библиотека для детей, которая включает – книги по программе, любимые книги детей, детские энциклопедии, справочную литературу, детские журналы, словари и словарики.
4. Имеется место с зеркалом и лампой дополнительного освещения, в котором помещены игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала, формирования правильного произношения и развития мелкой моторики (наборы для нанизывания, бусы, мозаики, шнуровки, сенсорные шарики и др.).
5. Имеются картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам, серии сюжетных картинок, алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах.
6. Имеются настольно-печатные игры по развитию речи, дидактические игры для формирования грамматического строя речи, коммуникативные игры, словесные игры.
7. Имеются средства ознакомления детей с буквами алфавита родного языка:
а) для детей среднего дошкольного возраста – азбука на кубиках, азбука в картинках;
б) для детей старшего дошкольного возраста - настенный алфавит, разрезная азбука, магнитная азбука.
Условия для физического развития детей
1. Имеется спортивный зал / плавательный бассейн.
2. В спортивном зале имеются тренажеры, модули, фитболы, балансиры, степ-платформы и др.
3. На участке имеется выносное оборудование для игр с водой.
4. В группах имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей - мячи разных размеров, обручи, канаты, веревки, шнуры, флажки разных цветов, гимнастические палки, кольцебросы, кегли, дорожки движения с моделями и схемами выполнения заданий, мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на липучках.
5. Имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия).
6. Имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т. п.).
7. На участке созданы условия для физического развития детей (стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.).
Дополнительные условия : ___
___
Общее количество баллов –___
Условия развивающей среды соответствуют___ уровню.
Сильные стороны: ___
___
Слабые стороны: ___
___
Рекомендации: ___
___
Уровень организации Количество баллов
Высокий 245 и более
Выше среднего 220-244
Средний 199-219
Ниже среднего 178-198
Низкий 135-177
Обработка данных условий развивающей среды
1. Напротив каждого критерия поставить знак «+» в соответствующую критерию графу (полное, частичное, несоответствие).
2. Оценку состояния развивающей среды проведите по трех бальной шкале:
1 балл – несоответствие критерию;
2 балла – частичное соответствие критерию;
3 балла – полное соответствие критерию
3. В графе «Дополнительные условия» укажите условия, созданные в ДОУ, которые не отражены в бланке обследования.
4. За каждое дополнительное условие прибавьте по одному баллу.
5. Подсчитайте общее количество баллов, определите, какому уровню соответствуют условия развивающей среды данной группы.
6. Выделите сильные и слабые стороны в организации условий развивающей среды данной группы.
7. Составьте рекомендации.
Предметно-развивающая среда детского сада представляет систему условий, которые обеспечивают безопасность и эмоциональный комфорт, реализацию потребностей ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, проявление активности в различных видах деятельности, возможность самовыражения детей.
Предметно-развивающая среда необходима детям потому, что выполняет информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Яркие, разнообразные и богатые по содержанию предметы и объекты особенно привлекают внимание дошкольников и способствуют развитию их познавательной и творческой активности. Игровые компьютеры, электронные, механические игрушки и т. п. приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор. Репродукции, эстампы, этюды, скульптура и т. п. обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений. Предметы театрализованной и музыкальной деятельности (теневые, настольные, пальчиковые театры, фланелеграфы, марионетки, музыкальные инструменты и т. д.) открывают детям возможность восприятия мира сцены, песни, музыки. Уголок экспериментирования, в котором помимо природных материалов присутствуют разнообразные предметы: воздушные шары, расчески, нитки, пуговицы, игрушки на подгонки форм, нанизывания, обеспечивает познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, дошкольники получают возможность освоить доступную действительность и понять элементарные законы ее организации. Продукты творческой деятельности человека раскрывают детям мир взрослых, социальную природу результатов их труда. Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Мелки, краски, кисти, пастель, карандаши, фломастеры, глина позволяют детям в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.
Правильно организованная предметно-развивающая среда является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру.
Для того чтобы предметная среда имела развивающий характер, в первую очередь необходимо оформить ее в соответствии с требованиями эстетики. Кроме того, в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной и пр.). Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно быть рационально логичным и удобным для детей, соответствовать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям, отвечать возрастным особенностям и потребностям, включать не только стационарную, но и мобильную мебель, полифункциональное игровое оборудование. Кроме того, во всех возрастных группах должно быть уютное место, где ребенку можно уединиться и отдохнуть.
Предметно-развивающая среда должна целенаправленно создаваться педагогом и отвечать следующим требованиям: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность. Воспитатель удовлетворяет развивающиеся потребности ребенка в освоении окружающего мира, осуществляя методически правильный подбор игр, дидактических средств и материалов.
Для оценки условий предметно-развивающей среды разработаны карты-протоколы.
Предметно-развивающая среда в средней, старшей и подготовительной группах ДОУ оценивается по 12 показателям.