Виктория Георгиева
«Капризы и упрямство». Сценарий родительского собрания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и
упрямства.
Задачи:
1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
Подготовительная работа:
Публикация «„Капризы и упрямство“, Сценарий родительского собрания» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Провести анонимное анкетирование родителей, с целью выявления основных капризов и путей решения, сложившейся проблемной ситуации.
Примерные вопросы:
1. «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей?»
2. «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?»
Ведущий: Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т. е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве,
2. Детским негативизмом, т. е. непринятием чего-либо без определённых причин.
3. Своеволием.
4. Недисциплинированностью
Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Причины проявления упрямства :
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Причины проявления капризов :
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• в недовольстве, раздражительности, плаче.
• в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Далее родителям предлагается проиграть возможные ситуации капризов и непослушания детей, найти оптимальные пути их разрешения. Одна группа родителей – исполняет роль детей, другая группа – роль родителей.
Ситуации первая:
В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации?
Ситуации вторая:
Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама?
Ситуации третья:
Девочка 6 лет отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации?
Ситуации четвертая:
Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите?
Давайте подумаем, что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
А сейчас давайте мы с вами попробуем представить себя на месте специалиста и дать рекомендации некоторым родителям.
Ситуации для размышления (или ситуации из первого задания.)
Ситуация 1. Какие только предлоги я не придумываю для сына (2 года 11 мес., чтобы пойти с ним гулять. Это продолжается всегда, кроме летнего периода, когда не надо надевать много одежды. А когда выйдем гулять, он гуляет с удовольствием. Когда приходит время прогулки, я сначала спрашиваю: «Пойдем гулять?». На что слышу «нет». Я говорю, что его там солнышко ждет, снежок, киску где-нибудь посмотрим, с горки покатаемся. Он на это мало реагирует. Тогда я одеваюсь и начинаю ему говорить: «Я пошла гулять, ты со мной идешь?» Он вяло начинает натягивать штаны, начинает баловаться, бегать от меня. В общем, делать все, чтобы не одеваться. Как мне себя вести?
Ситуация 2. Проходя мимо витрины магазина, Лева остановился. "Хочу вон ту игрушку! Пойдем туда", — четырехлетний карапуз схватил маму за руку и потянул к входу. "Левушка, у нас дома достаточно игрушек. Пора кушать, пойдем домой", — начала уговаривать сынишку мать. "Нет! Я хочу эту! Купи мне ее!", — не унимался сын. Женщина настойчиво потянула ребенка в сторону дома. Неожиданно малыш извернулся и упал на асфальт. Заметив замешательство матери, ребенок громко завопил и начал стучать ногами.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом.
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие.
• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
• ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
• когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
• во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
• после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
• когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
• когда вы сами «не в себе».
ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1. наказание не должно вредить здоровью.
2. если есть сомнения, то лучше не наказывать ( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. надо наказывать и вскоре прощать.
6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.