Ольга Белозерова
Памятка для родителей «Капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
Публикация «Памятка для родителей „Капризы и упрямство“» размещена в разделах
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом.
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• из жалости или желания понравиться.
НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие.
• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
3. во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
4. после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
7. когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1. наказание не должно вредить здоровью.
2. если есть сомнения, то лучше не наказывать ( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. надо наказывать и вскоре прощать.
6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. ребёнок не должен бояться наказания.
Как можно запретить не запрещая
Как не надо говорить Что думает ребёнок Как сказать правильно
Не прыгай на краю. Упадёшь! Проверим! Стой! Осторожно, край! Посмотри.
Нельзя рисовать на обоях. Буду! Вот большой лист, рисуй здесь.
Не дёргай кошку за хвост! А за что можно? Кошке больно, она тебя оцарапает.
Не лезь в эту лужу! Я не лезу, только попробую. Лужа глубокая, обойди её с краю.
Не шуми! Буду! Давай послушаем тишину.
Ты опять не выучил уроков. Ну и что? Па-а-адумаешь! Через час я проверю, как ты выполнил домашнее задание по.
Нет, я не разрешаю тебе идти в парк, нечего тебе там делать (ты ещё слишком мал, чтобы.). Я большой!
Но я же не маленький! Одному в парке опасно. в парк пойдём вместе, в воскресенье. возьми меня с собой.
Сколько раз тебе говорить! Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание. Сделай то-то и то-то. (Конкретно скажите, что вы от ребёнка хотите.)
Не трогай мороженое, пока не съешь кашу. Вам что, мороженого жалко! Сегодня у нас на десерт мороженое!
Сколько можно висеть на телефоне! Сколько надо! А сама-то. Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить.
Сними этот безобразный плакат. А мне нравится! (Много ты понимаешь) Повесь, пожалуйста, что-нибудь другое, а то я боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры).
Сколько можно сидеть за компьютером! Он подумает, но не скажет: «Да сколько угодно». Ты играешь почти час. Через 10 минут заканчиваешь, хорошо