Наталья Чуфарина
Календарный план образовательного процесса в старшей группе на неделю. Тема недели «Золотая осень»
Понедельник – 26 сентября.
Утро
ФР
РР
ПР
ХЭР
СКР
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.
Разговор на тему «Вот и осень пришла».
Цель: систематизировать знания детей об осени, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Публикация «Календарный план образовательного процесса в старшей группе на неделю, Тема недели „Золотая осень“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Д/ И «Продолжи предложение (Тема «Осень»)».
Цель: умение продолжать фразу по заданному образцу, развивать связную речь. Индив. деят-ть по аппликации с Артёмом См., Ильёй С.
«Осенние цветы».
Цель: умение составлять композицию в технике обрывной аппликации, обрывать детали строго по контуру, последовательно наклеивать готовые детали.
Дежурство по столовой.
Цель: умение самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных, сервировать стол, убирать посуду после еды; воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоятельность.
Самостоятельная деятельность детей (настольно - печатные игры).
Цель: умение самостоятельно находить себе занятия по интересам, договариваться о взаимодействии.
ООД №1
СКР «Социализация».
Тема : «Помоги собрать урожай».
Задачи: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, огороде; развивать умение различать плоды по месту их выращивания; воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
ООД №2
Физическое развитие (на воздухе).
Задачи: Закрепить правила в подвижных играх.
Прогулка на свежем воздухе
ФР
ПР
РР
СКР
Наблюдение за рябиной.
Цель: расширять знания о рябине, закрепить знания о строении дерева.
Трудовая деятельность: сбор листьев тополя, рябины для осенних поделок.
Цель: умение аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.
П/И «Коршун и наседка».
Цель: умение бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
Индивид. работа по развитию движений с Настей Ю., Катей Д.
Цель: умение прыгать на одной (правой, левой) ноге, развивать умение сохранять рав-новесие.
Чтение стихотворения А. Фета «Осенью».
Цель: знакомство с изменениями в природе в осенний период, отвечать на вопросы по тексту, обобщать словарный запас, развивать образное мышление.
Самостоятельная двигательная деятельность на участке.
Цель: умение подбирать необходимый инвентарь, атрибуты для игр, самостоятельно организовывать подвижные игры, напомнить правила безопасности, которые необходимо соблюдать на игровой площадке.
Работа перед сном
ХЭР Театрализованный этюд «Осенние листья» под муз. П. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
Цель: умение самостоятельно придумывать движения, импровизировать на заданную тему (листья кружатся, порхают, ложатся, развивать музыкально – слуховые представления и чувство ритма.
Вечер
ФР
ХЭР
ПР
РР
СКР
Постепенный подъём детей. Воздушные ванны как закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Цель: закаливание организма, профилактика пласкостопия.
Д/И «Возвратим осени память».
Цель: закреплять знания о признаках осени.
Индивид. работа по развитию речи с Аней Ш., Машей Ш. Составление рассказа на тему «Осенняя пора, очей очарованье».
Цель: упражнять детей в составлении небольшого связного рассказа.
Практическое упражнение «Чудесные расчёски».
Цель: воспитывать потребность быть чистыми, опрятными, аккуратными, умение с помощью зеркала следить за своей причёской, находить недостатки и исправлять их, пользоваться расчёской после сна.
Самостоятельная деят-ть детей во всех центрах активности.
Цель: расширять спектр ролевых действий, стимулировать применение и творческое пере-осмысление в игре знаний.
Вечерняя прогулка
ФР
ПР
РР
СКР Чтение стихотворения А. Бо-сева «Осенний ветер».
Цель: дополнить представления детей о свойствах ветра, характерных для осени, поддерживать интерес к поэзии.
П/И «Догони свою пару».
Цель: умение действовать согласованно в парах, следить за своей осанкой во время бега.
Экспериментирование «Ветер осенью».
Цель: умение определять силу и направление ветра различными способами (по воздействию на деревья, по движению облаков, опавшей листвы; при помощи вертушек и лен-точек).
Самостоятельная двигательная деятельность.
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Вторник – 27 сентября. Утро ФР
ХЭР
ПР
РР
СКР
Приём детей. Утренняя гимна-стика.
Цель: умение выполнять упражнения согласованно.
Разговор на тему «Краски осени».
Цель: расширять знания детей о признаках осени, вспомнить её краски, развивать связную речь.
Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень».
Цель: умение внимательно рассматривать картины, воспитывать интерес к пейзажной живописи.
Д/И «Найди свою цифру» (сюжет «Осень на огороде»).
Цель: умение устанавливать соответствие между количеством предметов, названием числа и написанием цифр.
Индивидуальная рабо-та по подготовке к обучению грамоте с Алатаром К., Егором С., Настей Ю.
Игра «Потерялся звук».
Цель: развивать слуховое внимание, умение находить заданный звук в начале, в середине, в конце слова. Трудовые поручения: ухаживаем за растениями в уголке природы в осенний период.
Цель: обсудить с детьми, как нужно правильно по-ливать цветы, рассказать, что такое правильная и дозированная поливка, почему одинаково опасен недостаток и избыток во-ды; формировать соответствующие трудовые навыки, воспитывать тру-долюбие. Игра – имитация «Листопад».
Цель: умение выполнять имитационные движения под музыку, снятие нервного перенапряжения.
ООД№1
ХЭР
ПР
РР
ФР
СКР
ПР «Природный мир».
Тема : «Осень золотая».
Задачи: Способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах, осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха). Развивать представление о труде человека осенью. Воспитывать любовь к природе.
ООД №2
РР
ПР
ХЭР
СКР
Физическое развитие «Физкультура».
Задачи: Умение подбрасывать мяч вверх и ловля его одной рукой (4-6 раз подряд, закрепить ходьбу по гимнастическому буму на носках, в руках скакалка, способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, развивать самостоятельность, творчество, инициативность, воспитывать определённую систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм.
Прогулка на свежем воздухе
ФР
ПР
РР
СКР
Наблюдение за растениями осенью.
Цель: умение устанавливать связь между состоянием растений и другими осенними изменениями в природе.
Трудовая деят-ть: уборка листвы на групповом участке.
Цель: умение приводить участок в порядок, правильно подбирать инвентарь, догова-риваться о сотрудничестве.
П/И «Горелки».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры. Индивидуальная работа по развитию движений с Варей Ж., Тимуром Т. и Викой Ф.
Упражнения со скакалкой.
Цель: знакомство с правилами безопасного использования скакалки, умение прыгать на месте с вращением скакалки в одной руке, мягко подпрыгивая.
Пробежка по территории детского сада «Осенний марафон».
Цель: умение двигаться в своём темпе, ориентироваться на самочувствие, совершенствовать выполнение основных движений при беге, развивать выносливость. Самостоятельная деятельность детей с выносным материа-лом.
Цель: умение использовать игрушки по назначению, делиться игрушками, убирать их на место.
Работа пе-ред сном
РР
ПР Чтение стихотворения В. Орлова «Осенние задания».
Цель: продолжать знакомить детей с осенними явлениями природы, умение отвечать на вопросы по содержанию, поддерживать познавательный интерес.
Вечер
ФР
ХЭР
ПР
РР
СКР Постепенный подъём детей. Воздушные ванны как закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Цель: закаливание организма, профилактика пласкостопия.
Игра-соревнование «Кто больше знает?».
Цель: систематизация знаний об осеннем урожае.
Индивидуальная рабо-та по аппликации с Андреем Б., Тимофеем М. и Ксюшей Г. «Осенние цветы».
Цель: умение обрывать детали строго по контуру, последовательно наклеивать готовые детали, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Практическое упражнение «Я сам».
Цель: закреплять умение одеваться самостоятельно в правильной последовательности. Самостоятельная деятельность детей в игровых зонах.
Цель: умение объединяться в небольшие группы для игр по интересам.
Вечерняя прогулка
ФР
ПР
РР
СКР Наблюдение за перелётными птицами.
Цель: закрепить знания о перелётных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым.
Индивид. работа по развитию движений с Машей Б., Артёмом Д. «Точно в цель».
Цель: умение метать мяч в корзину, развивать меткость, глазомер.
Д/И «С какой ветки детки?».
Цель: уточнить знания детей о деревьях и семенах.
Самостоятельные игры детей.
Цель: умение договариваться о распределении ролей в играх, обогащение игрового опыта детей.
Среда – 28 сентября.
Утро
ФР
РР
ПР
ХЭР
СКР
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Цель: умение выполнять упражнения согласованно.
Разговор на тему «Цыплят по осени считают».
Цель: объяснить детям значение идиоматического выражения, развивать познавательную сферу детей.
Д/И «Что бывает осенью?».
Цель: умение понимать игровую задачу, применять в игре свои знания, развивать аналитическое мышление, воображение.
Индивидуальная работа по физическому развитию с Ариной К. и Кристиной К.
Цель: упражнять детей в прыжках в длину с места.
Познавательный рассказ «Рост растений осенью».
Цель: закрепить знания о строении растений, особенностях их роста, обратить внимание на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.
Организация выставки книг на тему «Осень».
Цель: воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям, бережное отношение к книгам.
ООД №1
ПР
ФР
ХЭР
ПР «Математическое развитие».
Тема : «Ориентировка в пространстве».
Задачи: расширять представление о неизменности объёма в результате осуществлённого действия переливания; формировать представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; закрепить порядковый счёт предметов в пределах первого десятка; умение детей ориентироваться в пространстве; развивать внимание, память; воспитывать любознательность, самостоятельность, поддерживать интерес к математике.
ООД №2
ФР
РР
ПР
СКР
ХЭР «Музыка».
Репертуар: Роль воспитателя:
Упражнение: «Хороводный шаг» - выполняет с детьми;
Слушание: «Шутка» - слушает с детьми;
Пение: «Топ сапожки», «Осень» - поёт, следит за осанкой;
Муз. -ритм. Движения: «Полька», «Вальс с листочками» - выполняет показ движений;
Игра: «Игра с бубном» - руководит игрой.
ООД № 3
РР
ПР
ФР
РР «Чтение художественной литературы».
Тема : Заучивание стихотворения Н. Минского «Листопад».
Задачи: умение рассказывать стихотворение чётко, выразительно, развивать внимание, память, выразительность речи, воспитывать любознательность, любовь к поэзии.
Прогулка на свежем воздухе
ФР
ПР
РР
СКР
Наблюдение за листопадом.
Цель: расширять представление детей о природном явлении – листопаде, умение само-стоятельно делать выводы.
Труд. деят-ть: уборка с клумб высохших растений.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, развивать умение договариваться.
Хороводные игры «Здравствуй, осень», «Где что зреет?».
Цель: умение использовать знания о растениях в игре, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Индивидуальная рабо-та по развитию движений с Викой Ф., Ярославом Г. и Ильёй С.
Цель: улучшать технику бега (естественность, лёгкость, энергичные отталкивания). Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Времена года».
Цель: развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Самостоятельная двигательная дея-тельность.
Цель: умение использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты, поощрять самостоятельность, творчество.
Работа пе-ред сном
ХЭР
Слушание колыбельных песен.
Цель: создание благоприятной атмосферы для сна детей, снятие нервного перенапряжения.
Вечер
ФР
ПР
РР
ХЭР
СКР
Постепенный подъём детей. Воздушные ванны как закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Цель: закаливание организма, профилактика пласкостопия.
Составление рассказов по стихотворениям об осени.
Цель: умение составлять рассказы об осени по стихотворениям разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения, развивать монологическую речь. Индивидуальная работа с Аней Ш., Катей Д., Артёмом С. по природному миру.
Игра «Садовник и цветы».
Цель: закрепить знания о цветах.
Пальчиковая гимнастика, разминка «Журавли».
Цель: умение при помощи кистей рук и предплечий передавать движения летящих журавлей, способствовать укреплению мышц, повышению подвижности суставов. Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: помочь детям организовать игру, умение договариваться о взаимодействии.
Вечерняя прогулка
ФР
ПР
РР
СКР
ХЭР
П/И «Море волнуется».
Цель: развивать у детей координацию и красоту движений.
Игровая ситуация «Долгожданная встреча».
Цель: создать у детей ощущение радости от общения.
Индивид. работа с Тимофеем М., и Костей С.
Цель: упражнять детей в прыжках через короткую скакалку, развивать ловкость, смелость.
Эвристическая беседа на тему «Почему цветы осенью вянут?».
Цель: установить с детьми зависимость роста растений от температуры воздуха. Выкладывание орнамента из осенних листьев и семян.
Цель: развивать творчество, воображение.
Четверг – 29 сентября.
Утро
ФР
ХЭР
ПР
РР
СКР
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Цель: умение выполнять упражнения согласованно под музыку.
Разговор на тему «Зачем нужен листопад?».
Цель: развивать умение отвечать на вопросы взрослого, диалогическую речь.
Заучивание считалки «На забор уселась галка…».
Цель: умение выразительно проговаривать считалку, развивать речь, память.
Д/И «Чего сколько?».
Цель: умение находить в окружающей обстановке предметы, количество которых соответствует заданному числу.
Индивидуальная работа по математическому развитию с Машей Ш., Тимуром Т.
Цель: упражнять детей в порядковом счёте предметов в пределах первого десятка, закрепить знания геометрических фигур.
Дежурство по столовой.
Цель: умение детей самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурных, воспитывать бережное отношение к предметам и материалам.
Игры со строительным материалом.
Цель: умение выполнять постройки по схеме, договариваться о том, кто что будет строить, обыгрывать постройки.
ООД №1
ФР
ХЭР
ПР
РР
РР «Речевое развитие».
Тема : «Составление рассказов из опыта работы детей на огороде «Как мы убирали урожай».
Задачи: умение составлять короткие рассказы из опыта, передавать свои впечатления в рассказе живо, эмоционально, продолжать использовать в речи предложения разных видов, расширять словарь детей (рыхлить, сеять, полоть, урожай, развивать монологическую речь, воспитывать интерес и любовь к труду.
ООД № 2
Физическое развитие (ФОК).
Мальчики – каток
Девочки – спортивный зал
Прогулка на свежем воздухе
ФР
ПР
РР
СКР
Наблюдение за птицами.
Цель: умение называть знакомых птиц, ответить по результатам наблюдения на вопросы о жизнедеятельности птиц осенью.
Трудовая деят-ть: развешивание кормушек на участке.
Цель: воспитывать желание помогать воспитателю в развешивании птичьих столовых, умение аккуратно насыпать корм в кормушки.
Спортивная игра «Городки».
Цель: упражнять в выполнении основных игровых действий (принимать стойку игрока, выполнять броски, развивать интерес к русским старинным играм.
Индивидуальная работа по развитию движений с Алатаром К., Ксюшей Г.
«Прыгни дальше».
Цель: умение прыгать в длину с разбега.
Практическое упражнение «Собираемся на прогул-ку».
Цель: совершенствовать действия при надевании различных предметов одежды, повышать самостоятельность; умение обращать внимание на свой внешний вид, по-правлять предметы одежды, оказывать помощь сверстникам.
Самостоятельные игры детей на участке.
Цель: воспитывать желание играть вместе, не ссориться, в играх использовать «вежливые» слова.
Работа перед сном
РР
Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад».
Цель: умение внимательно слушать рассказ, следить за развитием сюжета, отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа, развивать слуховое внимание, память, приобщать детей к художественной литературе.
Вечер
ФР
ХЭР
РР
ПР
СКР
Постепенный подъём детей. Воздушные ванны как закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Цель: закаливание организма, профилактика пласкостопия.
Игровая ситуация «Вспомним правила дружных ребят».
Цель: продолжать формировать представления детей о дружбе, воспитывать дружелюбие по отношению к сверстникам.
Музыкальное развлечение «Краски осени».
Цель: создание радостного настроения у детей.
Индивидуальная работа по лепке с Егором С., Костей С. и Кристиной К.
Цель: закрепить умение скреплять детали надёжно, знакомые приёмы и способы лепки. Слушание аудиозаписи звуков природы «Осенний лес».
Цель: способствовать снятию нервного перенапряжения у детей.
Самостоятельная игровая деят-ть: сюжетно – ролевые игры.
Цель: умение выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, использовать разнообразные атрибуты.
Вечерняя прогулка
ФР
ПР
РР
СКР
Наблюдение за деревьями.
Цель: умение различать деревья, называть леса, образуемые каждым из видов деревьев, умение согласовывать слова в предложении.
Индивидуальная работа по развитию движений с Машей Б. и Викой Ф.
Цель: упражнять в прыжках в высоту.
Чтение стихотворения А. Твардовского «Лес осенью».
Цель: умение понимать смысл произведения, поддерживать интерес к поэзии. Самостоятельная двигательная деятельность.
Цель: умение находить себе и товарищам занятие по интересам, использовать разнообразные спортивные атрибуты.
Пятница – 30 сентября.
Утро
ФР
ХЭР
ПР
РР
СКР
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Цель: умение выполнять упражнения согласованно под музыку.
Разговор на тему «Дары осени».
Цель: умение различать и называть овощи и фрукты, развивать диалогическую речь.
Д/И «Назови осенние месяцы».
Цель: систематизировать знания об осенних месяцах, развивать память. Индивидуальная работа по развитию речи с Артёмом Д., Андреем Б.
«Составь рассказ по схеме».
Цель: умение составлять рассказ по схеме, развивать воображение, связную речь. Практическое упражнение «Чисто – чисто».
Цель: продолжать формировать привычку мыть руки с мылом после посещения туалета, проверять качество выполнения гигиенической процедуры, воспитывать осознанное отношение к своему внешнему виду, здоровью.
Ира «Семья» : сюжет «Прогулка по осеннему лесу».
Цель: умение самостоятельно выстраивать игровые замыслы, согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
ООД №1
РР
ФР
ПР
СКР
ХЭР «Конструирование».
Тема : «Мостик в лес».
Задачи: умение выполнять постройки в соответствии с задуманным сюжетом, выполнять устойчивые постройки, закрепить знание названий деталей строительного материала, развивать конструктивные навыки, умение анализировать постройки и обыгрывать их, воспитывать умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.
ООД № 2
ПР
РР
ФР
СКР
ХЭР «Музыка».
Репертуар: Роль воспитателя:
Упражнение: «Подскоки» - выполняет с детьми;
Слушание: «Осень» - слушает с детьми;
Пение: «Топ сапожки…», «Осень» - поёт, следит за осанкой;
Муз. - ритм. движения: «Вальс с листочками», «Полька» - выполняет показ движений;
Игра: «Игра с бубном» - играет с детьми.
Прогулка на свежем воздухе
ФР
ПР
РР
СКР
Наблюдение за листопадом.
Цель: расширять представление детей о природном явлении – листопаде, умение само-стоятельно делать выводы.
Труд. деят – ть: уборка опавших листьев.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
«Спортивная игра «Городки».
Цель: упражнять в выполнении основных игровых действий (принимать стойку игрока, выполнять броски, развивать интерес к русским старинным играм.
Индивидуальная работа по развитию движений с Настей Ю., Артёмом С. и Ильёй С.
Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.
Игра - экспериментирование «Почему дует ветер?».
Цель: познакомить с причинами возникновения ветра, уточнить знания о свойствах ветра.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Цель: умение не ссориться из –за игрушек, воспитывать отзывчивость, само-стоятельность.
Работа перед сном
РР
Чтение сказки В. Зотова «Заяц – русак» из книги «Лесная мозаика».
Цель: продолжать знакомить детей с обитателями леса, особенностями их жизнедеятельности в осенний период, умение передавать текст сказки по ролям, работать над повышением выразительности речи.
Вечер
ФР
ПР
РР
ХЭР
СКР
Постепенный подъём детей. Воздушные ванны как закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Цель: закаливание организма, профилактика пласкостопия.
Индивид. работа по музыкальному развитию с Ксюшей Г., Тимофеем М.
Цель: закрепить слова песен «Осень», «Топ сапожки…», развивать певческий голос. Практическое упражнение «Умываемся, закаляемся».
Цель: Рассказать о важности закаливания, формировать культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к здоровью.
Самостоятельные игры в игровых зонах.
Цель: умение делиться игрушками, договариваться между собой.
Итоговое мероприятие
ПР
ХЭР
Компьютерная презентация «Красавица осень».
Цель: закрепить знания детей об осени, её качественных характеристиках, актуализировать, систематизировать и дополнить знания о взаимосвязях, существующих в экосистемах, о явлениях живой и неживой природы, воспитывать умение видеть красоту природы.
Вечерняя прогулка
ФР
Подвижные игры по желанию детей, игры с песком.
Цель: развивать крупную моторику и мышцы рук и ног, ловкость, координацию движений, воспитывать настойчивость в достижении успеха.