Елена Претцер
Календарно-тематическое планирование занятий в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры: Создание условий для развития познавательной и двигательной активности, для уточне-ния и закрепления представлений детей об осеннем сельскохозяйственном труде, садоводстве, фруктах; расширение представлений об орудиях труда. Развитие умений дифференцировать понятия «сад» и «огород».
Задачи: - расширить и закрепить знания детей о фруктах: внешний вид, характер поверхности, вкус, способы употребле-ния в пищу;
- уточнить знания детей о профессиях, связанных с сельскохозяйственным трудом;
- формировать представление о фруктах, как витаминах, полезных для здоровья человека;
Публикация «Календарно-тематическое планирование занятий в старшей группе компенсирующей направленности по теме „Фрукты“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи, фрукты, урожай. Планирование, недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- развивать логическое мышление при отгадывании загадок;
-развивать умение употреблять в речи названия фруктов, понимать обобщающее слово «фрукты»
-воспитывать желание помогать взрослым в уборке урожая;
- освоение умения изображать овощи разными способами;
-развивать у ребёнка фантазию, спонтанность, эмоциональность; активизировать словарный запас детей;
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогиче-скую речь;
-развивать познавательные интересы детей, поддерживать инициативу;
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и игре;
- воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу
- формировать патриотические компетенции родителей, в рамках воспитания детей старшего дошкольного воз-раста.
Индивидуальная работа с детьми:
Формирование словаря по теме, навык словообразования имён существительных, прилагательных. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия; развитие усидчивости. Закрепить в активном словаре детей назва-ния фруктов; учить образовывать общекоренные слова со словами: «фрукты», называть основные призна-ки фруктов, по форме, цвету и т. п. Учить детей подбирать прилагательные к существительным, активизировать упо-требление глаголов и однокоренных слов.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, фото и репродукции картин по лексической теме. Мнемотаблицы и сю-жетные картинки для составления творческих рассказов, муляжи фруктов и натуральные фрукты. Карточки с изоб-ражением предлогов «в», «на», «под», «из». Разрезные картинки, штриховки, мультимедийные презентации («Уборка урожая», «Такие необычные фрукты») и мультфильмы. Материалы для ХТД. Мяч. Ноутбук. Атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм. Литература, загадки по данной теме.
Итоговое мероприятие: Викторина «Фруктовый сад»
Работа с родителями: вовлечение родителей в подготовку к созданию ППРС, к выставке поделок по теме.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-8.20 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Утренний сбор: беседа «Фрук-ты для еды- хорошо или плохо».
Отгадывание загадок о фруктах – раз-вивать логическое мышление, речь. Рассуждают о плодах из садов, рас-сматривают фрукты, сравнивают. Д/и «Угадай по описанию», «Соберем фрукты» - ориентировка в простран-стве. Д/и «Скажи правильно» упражнять детей в образовании прил. от сущ. (лист клена – кленовый, липы – липовый); учить рабо-тать в парах; тактично исправлять ошиб-ки партнера - Алиса, Богдан, Миша, Саша К. Создание положительного эмоц. настроя. Уточнить знания о саде и фруктах. Воспитание бережного от-ношения к растениям.
8.20-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Соцоиигровая технология «Лучик доб-роты». Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.
9.00-10.55 Занятие, тема: 1. Связная речь: Составление короткого рассказа по скороговорке
2. Логопедическое
10.20-12.00 Сопровождение второго завтрака. Наблюдение за осенними явлениями на участке – за туманом утром. Д/и «Узнай по описанию». Труд в природе: подме-тание веранды и крыльца. Наблюдают за туманом, выясняют причину возникновения. П/и «Чиж», «Ручеёк» Самостоятельная деятель-ность детей. Трудовые поручения – расчистка участка от мусора. Развитие движений: упражнять в умении ходить приставным шагом –-Ярослав, Рита, Саша М., Глеб. Закрепление знаний о взаимосвязи живой и неживой природы; развитие наблюдательности и умения играть в коллективе по общим правилам.
12.00-12.10 Чтение р. н. сказки «Вершки – корешки». Игры с мячиками Су-Джок. Внимательно слушают, беседуют по прочитанному, инсценирование сказки по ролям. Выполняют упражнения. Развитие слушательской культуры, памяти. Развитие моторики рук, само-массаж.
14.50-15.10 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Поднять настроение, мышечный то-нус, сохранить и укрепить здоровье детей.
15.10-15.35 Занятие: 3. Основная гимнастика
15.35-18.20 Прогулка: Наблюдение за небом (изме-нение цвета неба в зависимости от раз-ных погодных условий. Д/и Индивиду-альная игра воспитателя и детей в с/р игре «Фруктовое кафе». Наблюдают, рассуждают, сравнивают изменения неба в начале и в конце про-гулки. П/и «Солнце, дождь, ветер», «Классики». Обговаривают сюжет, го-товят атрибуты и среду для игры. Д/упр. «Один – много». Цель: закрепление подбирать слова во мн. ч. – Ира Т, Рома Ч, Максим, Аима
Формировать представления о взаи-мосвязи времени года и изменениями в природе. Развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объеди-нять несколько игр, воспитывать соци-ально активную личность.
18.20-18.40 КГН, сопровождение ужина
18.40-19.00 Ситуации общения воспитателя с деть-ми. Индивидуальные игры, уход домой. д/и «Чем пахнет осень?». КГН: наведение порядка в своей ка-бинке. Игры с мозайкой. «Зеркальное рисование» - развитие меж-полушарного взаимодействия - Ваня, Да-мир, Дарина, Юля. Способствовать: развитию конструк-тивных умений. Учить детей подби-рать слова для описания собственных ощущений.
ВТОРНИК
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-8.20 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Утренний сбор: беседа «Что посеешь, то пожнешь» - обучение детей устанавливать связи и взаимоотноше-ния человека с природой. Самомассаж кистей рук. Рассматривание энциклопедий, иллю-страций по теме. Д/и «Лото», «Разрез-ные картинки». Д/и «Что в мешочке?» - развивать так-тильные ощущения - Ваня, Глеб, Рома, Аима Развитие свободного общения между детьми и взрослыми. Развитие творче-ских способностей при решении во-проса.
8.20-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Массаж биологически активных зон мячиками «Су-Джок». Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.
9.00-10.55 Занятие, тема: 1 Логопедическое.
2. Математика: № 6 «Во саду ли, в огороде» (цифра 9).
Физкультура на улице 10.30-11.00
10.20-12.00 Сопровождение второго завтрака. Наблюдение за живой природой: за вороной. Д/упр. «Листок на ладони» на развитие длительного направленного плавного выдоха Наблюдают, сравнивают с другими птицами. П/и «Хитрая лиса», «У мед-ведя во бору», «Паук и мухи». Подме-тание веранды – труд. Игры с вынос-ным материалом. Развитие движений: прыжки в длину с разбега. Отрабатывать технику прыжка - Настя М, Настя Ш, Миша, Рита Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью, установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
12.00-12.10 Чтение рассказа В. Сухомлинского «Яблоко рассвет» и сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Игры с мячиками СУ-Джок. КГН. Слушают произведения, обговарива-ют, придумывают другое окончание сказки. Выполняют упражнения. Развитие слушательской культуры, воображения, умения рассуждать.
14.50-15.10 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Поднять настроение, мышечный то-нус, сохранить и укрепить здоровье детей.
15.10-15.35 Занятие: 3. РНК: «Вершки да корешки»
15.35-18.20 Прогулка: Наблюдение за деревьями, изменениями с ними. Д/упр. «Чей? Чья? Чьё?» П/и «Хитрая лиса», «Третий-лишний», «Цепи кованные». Игры с выносным материалом. Подвижная игра «Поймай апельсин» - упражнять в ловле «апельсина» парами, закреплять умение действовать по сигна-лу – Вероника, Саша К, Алиса, Даша. Продолжать закреплять представле-ния об осени. Развивать ловкость, быстроту реакций.
18.20-18.40 КГН, сопровождение ужина
18.40-19.00 Ситуации общения воспитателя с деть-ми. Индивидуальные игры, уход домой Изготовление поделок из природного материала (шишек, веток, крылаток). Д/и «Чего не стало?» - учить называть слова в родительном падеже - Богдан, Ира, Дарина. Совершенствовать технические уме-ния, способствовать развитию фанта-зии, мышления, воспитывать доброже-лательное отношение к результатам других детей.
СРЕДА
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-8.20 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Утренний сбор: беседа «Где вырос апельсин?». Пальчиковые игры «Яблоко», «Апельсин». Участвуют в беседе. Дежурство в уголке природы – уход за растениями. Самостоятельная деятельность в цен-трах занятости. Д/упр. «Кто запомнит больше слов?» - развивать слуховое внимание, слуховую память – Глеб, Рома, Вероника, Ира. Развитие представлений о фруктах, растущих в тёплых странах. Развитие активного словаря детей. Побуждение к речевой активности малоактивных детей.
8.20-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Зрительная гимнастика «Овощи». Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.
9.00-10.55 Занятие, тема: 1. Рисование: «Знакомство с городецкой росписью»
2. Подгрупповое занятие с педагогом-психологом
10.20-12.00 Сопровождение второго завтрака. Наблюдение за живой приро-дой: рассматривание деревьев. Д/и «Что едят в сыром виде, а что в варенном?». Трудовые поручения. Наблюдают, рассуждают, делают вы-воды. П/и «Охотник и зайцы», «Яша», «Красный, жёлтый, зелёный». Игры с песком. Физ. упр. «Попади в обруч» - упражнять детей в умении действовать по сигналу, закреплять умение метать в цель – Аима, Даша М, Саша С., Рита. Способствовать обобщению пред-ставлений о строении, росте и разви-тии растений; расширять представле-ния детей о частях растений; накапли-вать опыт внимательного и заботливо-го отношения к ним
12.00-12.10 Чтение рассказа Л. Толстого «Косточ-ка». Составление загадок о фруктах.
Слушают и обсуждают произведение. Отгадывают и составляют загадки, используя определённый алгоритм. Развитие умения оценивать поступки как чужие, так и свои; составлять опи-сательный рассказ задуманного пред-мета.
14.50-15.10 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Поднять настроение, мышечный то-нус, сохранить и укрепить здоровье детей.
15.10-15.35 Занятие: 3. Музыка
15.35-18.20 Прогулка: Наблюдение за движением облаков вечером – сравнить вечернее небо с утренним. Напомнить детям ка-кие бывают формы облаков: перистые, кучевые, слоистые. Ситуативный раз-говор «Я хочу твою игрушку!». Наблюдают, обсуждают день. Обсуж-дают ситуации, находят пути решения вопроса. П/и «Передай жезл», «Золотые ворота». Упр. на образование однокоренных слов (фрукт, фруктовый, фруктоша и т. п.) – Ярослав К., Максим, Настя М., Дарина К. Формировать представления о разных видах облаков. Развивать умение ана-лизировать и делать выводы, прихо-дить к общему решению.
18.20-18.40 КГН, сопровождение ужина
18.40-19.00 Ситуации общения воспитателя с деть-ми. Школа мышления: задачка «В са-ду». Н/и. «Пройди по лабиринту», «Време-на года», игры с конструктором лего. Решают логическую задачу Д/и «Давай посчитаем» – Алиса, Настя Ш., Саша К, Дамир Развитие логики и мышления. Закреп-лять умения играть в игры, соблюдать правила, воспитывать дружелюбие.
ЧЕТВЕРГ
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-8.20 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Утренний сбор: беседа «Как сохранить фрукты к зиме?».
Д/и «Запоминаем слова». Рассматривание иллюстраций по теме. Д/и «Где чья тень?». Свободное рисо-вание. Игровое упражнение «Разложи по поряд-ку» закреплять умение сравнивать пред-меты по величине (большой, поменьше, самый маленький) – Вероника., Алиса, Рома, Ваня. Развитие умений общаться между со-бой спокойно; использовать в процес-се общения формы речи-рассуждения.
8.20-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Массаж биологически активных зон мячиками «Су-Джок». Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.
9.00-10.55 Занятие, тема: 1. Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
2. Лепка: Налеп из пластилина «Гроздь винограда»
3. Основная гимнастика
10.20-12.00 Сопровождение второго завтрака. Наблюдение за явлениями приро-ды: рассматривание почвы. Проводят эксперименты, высказывают свои предположения. П/и: «Огород у нас в порядке», «Дорожка препят-ствий». Игры с выносным материалом Развитие физических качеств: развивать ловкость и глазомер в упражнениях с ма-лым мячом – Саша М., Миша, Ира, Мак-сим. Продолжать формировать представ-ления об осенних изменениях в приро-де (выявить первые признаки прибли-жения зимы- заморозки по ночам, по-явление инея); приучать детей видеть зависимость состояния почвы от пого-ды.
12.00-12.10 Чтение произведения Л. В. Воронковой «Грушевое яблочко». Обсуждение про-читанного. Упр. с пальчиками. КГН. Дети слушают и отвечают на вопросы по содержанию. Дежурство по столовой. Выполняют упр. Учить понимать основную мысль сказки, умения правильно и чётко вы-полнять упражнения.
14.50-15.10 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Поднять настроение, мышечный то-нус, сохранить и укрепить здоровье детей.
15.10-18.20 С. р/и «Фруктовый сад»
Прогулка: Познавательно-исследовательская деятельность: Пока-зать, как чернеет яблоко на срезе – это железо на воздухе изменяет свои по-лезные для нас свойства. Экспериментирование. Игры со скакал-ками, рисование мелками на асфальте. П/и: «Займи свой домик», «Классики», «Ниточка-иголочка». Д/и «Верни фрукты на дерево» закрепить, что фрукты растут на фруктовых деревь-ях, назвать их, употреблять существи-тельное во мн. числе - Настя Ш., Саша К, Богдан, Даша М. Расширение и закрепление представ-лений о фруктах, содержанию в них полезных веществ.
18.20-18.40 КГН, сопровождение ужина
18.40-19.00 Ситуации общения воспитателя с деть-ми. Индивидуальные игры, уход до-мой. Беседа «Почему нельзя употреб-лять немытые овощи и фрукты» Трудовая деятельность в игровом уголке. Д/И с кубиками Никитиных. Рассказывают о том, что они планировали на день, что удалось, над чем ещё надо поработать. Д/упр. «Слова- родственники» подбор однокоренных слов к слову - Саша С., Юля, Дамир, Аима. Формировать представления о здоро-вье, его ценности.
ПЯТНИЦА
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-8.20 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Утренний сбор: Беседа «Чем похожи и чем отличаются?» - по схеме (где растут, форма, величина, окраска, вкус, что можно из этого приготовить). Дыхательная гимнастика «Ветерок» - развитие правильного дыхания. Составляют небольшие рассказы по схеме, сравнивают фрукты. Самостоя-тельная деятельность в центрах заня-тости. Д/упр. «Назови сок, варенье» (образова-ние относительных прилагательных): сок из яблока – яблочный; – Рома, Дамир, Глеб, Даша М. Развитие представлений о фруктах, связной речи, коммуникативных навы-ков.
8.20-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Массаж биологически активных зон мячиками «Су-Джок». Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.
9.00-10.55 Занятие, тема: 1. Подготовка к обучению грамоте: Звук [И]
2. «Картинная галерея»: «Утренний натюрморт» К. С. Петров-Водкин
10.20-12.00 Сопровождение второго завтрака. Наблюдение за трудом взрослых – за движением машин на дороге. Д/и «Кто что делает?». Трудовые поручения. Наблюдают, рассуждают, делают вы-воды. П/и «Дорожка препятствий», «Вершки-корешки», «Ловишки». Упражнения на отработку ОВД: «Кто бросит дальше?» - совершенствовать вы-полнение детьми замаха, прицеливания перед броском в даль – Настя Ш., Верони-ка, Аима, Саша К. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. Вос-питание уважительного отношения к труду других людей, развитие пред-ставлений о важности профессии во-дителя.
12.00-12.10 Чтение рассказа К. Ушинского «Исто-рия одной яблоньки» - развивать у детей умение слушать внимательно текст, умение отвечать на вопросы. Игры с пальчиками («Компот»). КГН. Знакомятся с произведениями, беседуют по содержанию. Дежурство по столовой. Выполняют упражнения. Учить понимать основную мысль про-изведений, умения правильно и чётко выполнять упражнения.
14.50-15.10 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Поднять настроение, мышечный то-нус, сохранить и укрепить здоровье детей.
15.10-15.35 Занятие: 3. Музыка
15.35-18.20 Прогулка: наблюдение за березой. Д/и «Хорошо-плохо» ТРИЗ Рассматривают и любуются красотой дерева. Катание с горки. П/и: «Совуш-ка-сова», «Воробьи и вороны». Д/и «Соберем яблоки» - совершенствовать навыки счета предметов - Богдан, Саша С., Ярослав, Алиса.
Продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и из-менения, связанные со временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы
18.20-18.40 КГН, сопровождение ужина
18.40-19.00 Ситуации общения воспитателя с деть-ми. Строительные игры. Рассказывают о том, что планировали на день, неделю; что удалось, а над чем нужно ещё по-работать. Индивидуальная работа по заданию ло-гопеда Развивать умение анализировать свою деятельность; развивать внимание, память, связную речь.
Работа с родителями: вовлечение родителей в подготовку к созданию ППРС, к подготовке к выставке поделок по теме.